Posted 17 октября 2020, 07:12
Published 17 октября 2020, 07:12
Modified 30 марта, 13:10
Updated 30 марта, 13:10
15 октября известное американское издание The Washington Post написало о том, что с начала обострения конфликта в Нагорном Карабахе, которое произошло 27 сентября, погибли уже 52 «сирийских наемника», при поддержке Турции завербованных «для участия в боях против Армении от имени Азербайджана». При этом в качестве источника информации WP указывает собственные «источники», называть которые, естественно, не имеет права.
О том, что на стороне Азербайджана якобы воюют сирийские наемники, писала не только The Washington Post, но и другие авторитетные западные СМИ — The Guardian, The Times, Reuters, ВВС. Правда, у всех этих публикаций есть одно общее место — невозможность проверить источники информации и подозрительная схожесть тезисов, которые излагают анонимные собеседники изданий.
Например, The Wall Street Journal якобы пообщалась с наемниками, которые рассказали о том, что их перевозят в зону конфликта группами по сто человек с середины октября и обещает за работу около двух тысяч долларов. За какую именно работу, на какой срок — издание не уточняет. Не уточняет оно и то, как вообще удалось пообщаться с «наемниками», ведь в зоне конфликта средства мобильной связи не работают, а представителей этого американского издания на месте событий нет. ВВС, которая выпустила похожий материал, хотя бы признала, что общалась с собеседниками с помощью мессенджера и не может ручаться за достоверность предоставленной информации.
Откуда же берутся сведения о сирийских боевиках, воюющих за Азербайджан в Карабахе? Действующий в Болгарии аналитический центр Caspian and Black Sea Analysis Foundation (CCBS) провел исследование, чтобы выяснить, на чем основана эта информация. Оказалось, что механизм ее появления поразительно напоминает информационные кампании, которые западные СМИ вели во время активной фазы военной операции России в Сирии.
CCBS выяснил, что значительная часть обвинений в участии сирийских наемников в конфликте в НКР строятся на сообщениях пользователей в соцсетях. Одним из первых сообщений, которое удалось отследить, стал пост сирийского пользователя армянского происхождения Кеворка Алмасяна, опубликованный 21 сентября, то есть еще до начала обострения конфликта. Он написал о переброске бойцов из Сирии в Карабах, причем не предоставил никаких источников, а скорее изложил свою гипотезу.
Несмотря на это, в тот же день мюнхенская журналистка Линдси Снелл опубликовала в «Твиттере» пост следующего содержания: «Поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия отправляется в Карабах». Причем ссылаясь именно на заявление Алмасяна. Правда, в отличие от него она сопроводила свое сообщение фотографией неких людей в самолете, которых она представила как бойцов дивизии Хамза, летящих в Баку. Именно этот «твит» послужил первоисточником для многочисленных публикаций авторитетных СМИ, и никто даже не попробовал уточнить, что это за люди на фото и откуда его получила г-жа Снелл. Не иначе, как его оперативно сбросили ей прямо из самолета сами бойцы, которые следят за ее публикациями в «Твиттер».
Это, впрочем, еще не самое странное, что может случаться с фотографиями «наемников». Некоторые умудряются позировать на камеру даже… после смерти, которая произошла месяцами ранее. К примеру, дядя погибшего солдата Сердара Темелли опознал племянника на одном из снимков, иллюстрирующих наемников в Карабахе. Абдуррахман Темелли сообщил, что мужчина погиб еще во время турецкой операции «Коготь тигра» в Северном Ираке, но западные СМИ предпочли проигнорировать его слова. И напрасно, ведь это подрывает доверие и к остальным сообщениям на эту тему вне зависимости от того, правдивы они или нет.
«Твиттер» и соцсети оказались не единственным источником информации WSJ и других изданий. Второй и еще менее убедительный «source» — это печально известная в России «Обсерватория по правам человека в Сирии» (SOHR). Сейчас ее публикации могли подзабыться, но в разгар российской операции в этой ближневосточной стране чего только SOHR не писал о российских военных и операции в целом, обвиняя и в химических атаках, и в гибели многочисленных мирных жителей.
«Ни „Белым каскам“, ни этой обсерватории доверять нельзя. Они неоднократно подрывали доверие к себе постановочными роликами, информацией, которая потом опровергалась всеми сторонами», — заявила еще в 2017 году представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Авиация ВКС России в Сирийской Арабской Республике не наносит ударов по населенным пунктам. Заявления „Обсерватории“ со ссылкой на анонимных „очевидцев“ или „волонтеров“ традиционно голословны и служат „информационным прикрытием“ действий боевиков „ан-Нусры“ (запрещена в РФ — „Росбалт“) и примкнувших к ней группировок», — утверждал в сентябре 2017-го официальный представитель военного ведомства РФ генерал-майор Игорь Конашенков.
Российские СМИ уже давно выяснили, что «Сирийская обсерватория», на самом деле, базируется в Великобритании и имеет ровно одного постоянного работника — Осаму Али Сулеймана. Вся сеть активистов, на сообщениях которых якобы базирует свои публикации обсерватория, достоверно существует только на бумаге, в реальности же подтверждений ее существования обнаружить не удалось.
Кстати, и до сих пор российскому Минобороны приходится регулярно опровергать «фейки» лондонско-сирийской обсерватории. Например, в феврале 2020 года в российском Центре по примирению враждующих сторон в Сирии назвали «намеренным вбросом» сообщения британской НПО об «ударах» ВКС РФ в Идлибе.
Теперь же опровергать вбросы «Обсерватории» приходится и в Азербайджане. Президент республики Ильхам Алиев попытался поставить точку в вопросе присутствия сирийских наемников в зоне конфликта, заявив, что в этом нет необходимости, так как у страны хорошо подготовленная армия и большой мобилизационный резерв.
Однако вряд ли подобные заявления способны остановить поток публикаций, основанных на сомнительных источниках вместо серьезных расследований и фактов. Более того, недавно ряд СМИ снова-таки со ссылкой на SOHR распространили сообщения о том, что задача сирийских наемников в том, чтобы «защищать нефтяные месторождения в Азербайджане». Месторождения, отметим, которые преимущественно находятся на шельфе Каспийского моря в сотне километров от зоны конфликта и управляются транснациональными нефтяными компаниями.
Такие сообщения не только подрывают доверие к СМИ в целом и «замыливают» правдивую информацию из зоны конфликта, но и явно указывают на ангажированность публикаций. Например, упоминание нефтяных месторождений, никак с конфликтом не связанных, выглядит как отчаянная попытка привлечь к нему мировую общественность. И нужно это явно не Азербайджану.
Между тем, в Баку также обвиняют противоборствующую сторону в привлечении наемников. В частности, помощник первого вице-президента Азербайджан Эльчин Амирбеков в интервью арабскому телеканалу «Аль-Арабийа» заявил, что Армения с 90-х привлекала тысячи боевиков из Рабочей партии Курдистана и граждан Европы, США и Ближнего Востока с армянскими корнями.
В Ереване это называют привлечением не боевиков, а добровольцев, которые защищают родную землю. Однако международное право с такими формулировками не согласно и трактует подобные действия как наемничество. Российские СМИ уже писали о том, что в Сети можно с легкостью найти страницы «общественных организаций», которые вербуют иностранных граждан, в том числе и в России, для участия в конфликте на стороне Армении. В частности, организация VoMA даже предлагает частично или полностью оплатить гражданам РФ перелет в один конец. Однако об этом ни ВВС, ни The Washington Post не пишут, что заставляет усомниться в том, что западные издания готовы непредвзято освещать обе стороны конфликта.
Источник — «Свободная пресса»