Posted 13 октября 2020, 05:00

Published 13 октября 2020, 05:00

Modified 30 марта, 13:11

Updated 30 марта, 13:11

Кремль угодил в карабахский капкан

13 октября 2020, 05:00
На наших глазах происходит серьезное падение авторитета России не только в зоне конфликта в Закавказье, но и на всем постсоветском пространстве.

Что мы видим? Как уже приходилось говорить, Кремль не хотел бы сейчас ввязываться в Карабахскую войну. В идеале в Москве желают и дальше играть роль «равноудаленного» от Армении и Азербайджана миротворца-посредника. По настоянию и при посредничестве Кремля две воюющие страны — Армения и Азербайджан 10 октября договорились о «гуманитарном» перемирии (для обмена убитыми и пленными). Однако, как мы видим, оно сорвалось, не начавшись. Бои на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск возобновились с новой силой практически на следующий день после «консультаций» в российской столице, проведенных министрами иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым и Армении Зограбом Мнацаканяном при посредничестве главы МИД РФ Сергея Лаврова.

В прошлые годы такой трехсторонний формат встречи привел бы к ожидаемому результату. Бои бы прекратились, как уже не раз бывало. Сегодня — нет. Азербайджан, опирающийся на военную и дипломатическую поддержку Турции, считает, что может действовать с позиции силы. Недовольство Кремля его не пугает. Такова, по большому счету, новая реальность, формирующаяся сегодня не только в Закавказье, но и на всем постсоветском пространстве. Политическое и военное влияние Москвы здесь снижается на глазах.

Что в этих условиях может предпринять Россия в карабахском конфликте? А для нее это сейчас крайне важно, поскольку неудача в Закавказье обрушит ее престиж и влияние не только на просторах СНГ, но и в мире в целом. Вариантов не так много и все они чреваты цугцвангом. Напомним, что это такое положение в шахматах, когда любой новый ход игрока ведет к ухудшению его позиции.

Вариант первый

Он исключает применение силы. В нем Россия может и дальше призывать обе стороны к миру. Но, как мы видим, этот метод не работает. Времена, когда Путин поднимал бровь и правитель, которому этот знак предназначался, бежал на полусогнутых ногах с дарами в Кремль, прошли. Тем более это не действует сегодня на Азербайджан, который, имея поддержку Турции, на поле боя стремительно утверждает себя в качестве региональной державы.

Соответственно, если Россия и дальше продолжит тщетно призывать обе стороны к миру, а те, игнорируя эти призывы Москвы, продолжат воевать, то провал миротворческой миссии будет наглядным и очевидным.

Следующие возможные шаги Кремля в этом конфликте неизбежно подразумевают силовое «принуждение к миру» одной из противоборствующих сторон. И выбор, кого должна поддержать Москва в этой схватке, очевиден. Армения является официальным союзником РФ по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а Азербайджан союзником геостратегического противника Кремля — Турции.

Другое дело, что военная поддержка Армении неизбежно приведет к втягиванию России в эту войну и ее столкновению уже не только с отлично оснащенной передовой техникой азербайджанской армией, но и с вооруженными силами гораздо более сильной Турции.

Вариант второй

Россия может попытаться ввести в Армению «ограниченный военный контингент» вдобавок к тому, что уже размещен там на военной базе в Гюмри. Однако тут надо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, как уже приходилось отмечать, сделать это очень непросто. У РФ нет общей границы с Арменией, а окружающие ее государства — Грузия, Иран и Азербайджан — закрыли свои территории и воздушное пространство. Во-вторых, для России просто увеличить численный состав своего воинского контингента в Армении и отправить туда дополнительную военную технику — дело не только сложное, но и достаточно бессмысленное. Ведь там придется не только присутствовать, но и воевать, а это совсем другой коленкор…

Вероятно, в связи с этим в Витебской области Белоруссии на фоне ухудшения ситуации на карабахском фронте 12 октября оперативно начали учения сил ОДКБ «Нерушимое братство-2020». Хоть об этом прямо и не говорится (напротив, официально утверждается, что эти учения плановые), но похоже, что они проводятся в поддержку Армении и, соответственно, направлены против азербайджано-турецкой коалиции в Карабахе.

Однако характер задействованных в этих учениях силовых структур, (в основном полицейские силы и подразделения МЧС), количество участвующих в них военнослужащих (всего около 900 человек, причем от России только 140) и военной техники (120 единиц) несопоставимы даже с недавними учениями «Славянское братство», прошедшими в сентябре в той же Белоруссии и направленные на устрашение западных супостатов. В «Славянском братстве-2020» только от РФ приняли участие 900 военных и 500 единиц военной техники. Уже не говоря о том, что учения «Нерушимое братство-2020» не идут ни в какое сравнение с белорусско-российскими маневрами «Щит Союза-2019», в которых приняли участие 12 тысяч военных обеих стран и 950 единиц техники.

Таким образом нынешнее «Нерушимое братство-2020» — это лишь символический жест в сторону Азербайджана, который он просто проигнорирует.

Если же речь сейчас идет о том, что вопреки официальным заявлениям Ирана, через его территорию все-таки продолжаются военные поставки в Армению (азербайджанские СМИ обвиняют в этом Россию и Францию), то это лишь поспособствует расширению боевых действий в Нагорном Карабахе и все более глубокому втягиванию в них России и Турции. Результат же противостояния этих держав там предсказать сегодня очень сложно. Возможно все, вплоть до ядерных ударов.

Готов ли на это Кремль, с учетом того, что Эрдогану найдется чем ответить? Тут нельзя забывать, что Турция — член НАТО, к тому же на ее территории расположено американское ядерное оружие (в частности, 50 авиабомб B61 на авиабазе Инджирлик).

Так что вариант номер два для России также не подходит. Если она прямо или косвенно будет все сильнее втягиваться в эту войну, то, во-первых, это потребует больших средств и сил, а результат отнюдь не гарантирован.

Вариант третий

И, наконец, последний способ. Испытанный, гибридный. Строго говоря, в нынешних условиях он почти не отличается от второго, кроме того, что Кремль будет утверждать привычное: «их там нет». Военных и финансовых сил и средств от России он потребует столько же, как и во втором случае, с той только разницей, что пропагандистское оформление этой помощи Армении будет несколько иным.

Соответственно, и в этом случае конечный результат не гарантирован, а последствия непредсказуемы. Если по итогам этой войны победителем окажется Азербайджан, а Армения потеряет «пояс безопасности» из азербайджанских районов, которые она контролирует с 1994 года, и непосредственно сам Карабах (или даже хотя бы часть этих территорий), то ОДКБ можно считать мертвым. При этом международный и внутренний престиж Кремля сильно пошатнется.

Если при участии России Армении удастся вернуть статус-кво на 27 сентября, Россия окончательно рассорится с Баку и тот полностью станет турецким протекторатом, что также станет серьезным поражением России на постсоветском пространстве.

Иными словами — цугцванг. В борьбе за влияние на постсоветском пространстве Кремль сам себя загнал в геостратегическую ловушку, из которой у него нет хорошего выхода.

Александр Желенин

Подпишитесь