Posted 1 октября 2020, 09:10

Published 1 октября 2020, 09:10

Modified 30 марта, 13:16

Updated 30 марта, 13:16

Выбор Пашиняна: национальные интересы или личная власть?

1 октября 2020, 09:10
Революционному премьеру намекнули на необходимость поэтапной передачи правления, сообщают СМИ.

Армяно-азербайджанское вооруженное противостояние набирает обороты, стороны конфликта объявили о введении военного положения и мобилизации. Для России вооруженный конфликт в Закавказье — это игра с нулевой суммой: с одной стороны союзная Армении, а с другой предсказуемый партнер в лице Азербайджана. С одной из сторон Россию связывают союзнические отношения, потеря другой — может подорвать лидирующие позиции во всем регионе Закавказья. Нерешенность конфликта привела к усилению турецкого влияния на Баку, которое достигло своего пика во время недавних совместных учений. Турция в очередной раз однозначно поддержала Азербайджан на дипломатическом и военно-политическом уровнях. В свою очередь Армения не обратилась в ОДКБ за помощью, видимо, не желая повторять неудачную попытку двухмесячной давности из-за июльской эскалации на границе с Азербайджаном. В этот раз боевые столкновения происходят не на армянской границе, а на международно признанной территории Азербайджана, и Еревану будет трудно заручиться поддержкой военно-политического объединения, в который к тому же входят близкие к Азербайджану Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

В этих условиях единственным действенным внешнеполитическим ресурсом Еревана остается Россия. В 2016 году именно позиция России позволила избежать перерастания локального конфликта в полномасштабную войну. Причин столь активного вовлечения Москвы было несколько. Во-первых, у руля в Армении стоял Серж Саргсян, который в 2013 году однозначно отказался от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в пользу российских интеграционных проектов — Таможенного и Евразийского экономического союзов. Во-вторых, Ереван за российское вмешательство согласился на предметные переговоры по урегулированию карабахского конфликта при активном посредничестве Москвы и по формуле, ею предложенной. В-третьих, в интеграционных проектах России не было однозначного отношения по вопросу поддержки Еревана в его противостоянии с Баку.

Нынешняя эскалация происходит в других условиях. Процессы в Белоруссии занимают основной фокус внимания Кремля. При нынешнем положении Лукашенко, занятого внутренними проблемами, ему явно не до армяно-азербайджанского противостояния и вовлечения в конфликт по линии ОДКБ. Другой союзник по ОДКБ — Казахстан, с учетом активной поддержки Азербайджана Турцией, не станет выходить одновременно против двух государств, с которыми у казахов идентичные исторические корни.

Однако наиболее весомой причиной нынешней позиции России, которую можно охарактеризовать как «активный нейтралитет», наблюдатели называют самого премьер—министра Армении Никола Пашиняна.

27 сентября, в день начала широкомасштабных боевых действий, премьер Армении срочно позвонил президенту России Путину для жалоб на агрессию Азербайджана.

Кремль публично отреагировал 28 сентября словами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что «сейчас нужно именно остановить огонь, а не разбираться, кто прав, а кто виноват».

Напомним, что лидеры России и Армении не общались больше полугода, так как в армяно-российских отношениях наблюдалась серьезная напряженность. Время от времени звучали заявления об уголовных делах в отношении стратегических активов России в Армении в транспортной и энергетической сферах. Однако, по мнению политологов, Кремль сейчас может больше волновать методичное сужение российского влияния в Армении, проводимое правительством Пашиняна, ярким примером которого является активное привлечение в государственный аппарат выдвиженцев НКО, связанных с Фондом Сороса. Еще весной 2020 года Пашинян произвел очередные назначения в силовом блоке правительства, сменив главу полиции и Службы национальной безопасности. В руководство ключевыми структурами пришли люди, получившие подготовку в США. Возросла антироссийская риторика в правящей партии, депутаты от нее обвиняли чекистское сообщество в служении России, что в нынешней Армении рассматривается как предательство. Новое руководство СНБ провело обширную чистку рядов спецслужб, уволив кадровых офицеров и навесив на них ярлыки «агентов Кремля».

По информации из заслуживающих доверия источников, на этом фоне еще летом начался процесс формирования в Армении коалиции политических сил пророссийской направленности, которая должна была к осени стать противовесом прозападному крылу в правительстве Пашиняна. Первой массовой акцией должен был быть митинг трех политических сил, к которому в будущем могли присоединиться бывшие президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян. В связи с этим наблюдатели отмечают неслучайность нынешней эскалации в Карабахе именно в преддверии митинговой активности указанной коалиции, намеченной на начало октября. Используя в качестве повода бои в Карабахе, армянский премьер уже ввел военное положение и ограничил политические свободы, в том числе, и проведение митингов. Ссылаясь на военные столкновения, Пашинян может пролонгировать военное положение так же, как пять раз продлевал режим ЧП по причине пандемии. Это практически не оставит шанса пророссийским силам консолидироваться вокруг одного полюса. При этом следует учитывать, что очередные парламентские выборы в Армении будут проведены в 2023 году.

Как сообщили источники в армянской оппозиции, информированные о переговорах руководства страны с российскими властями, премьер-министру Пашиняну якобы посоветовали, учитывая нынешнюю сложную ситуацию, которая может оказаться катастрофической, самому принять решение о трансформации властной конфигурации в Ереване. Конечной целью предложенного плана, поддерживаемого также большинством руководства армянской армии, является добровольный уход Пашиняна, на смену которому должен прийти человек с военным опытом и которого знают в Москве. Таковым может быть, к примеру, министр обороны Армении Давид Тоноян, которому доверяет как сам Пашинян, так и ориентирующаяся на Россию оппозиция.

На Тонояна будет возложена миссия стабилизировать ситуацию на фронте и к началу следующего года организовать в Армении внеочередные парламентские выборы с целью закрепления легитимности новой конфигурации власти. При начале реализации внутривластных изменений в Ереване Россия, по информации источников, используя все имеющиеся у нее механизмы влияния на Азербайджан, добьется прекращения огня в зоне конфликта.

Пашинян, несомненно, сейчас пытается сохранить личную власть. Как отмечают источники в армянской оппозиции, в ходе второго за три дня телефонного звонка президенту России он якобы попытался дать устные гарантии сворачивания антироссийского курса и вывода проамериканских чиновников из своего правительства при условии сохранения личной власти. Однако Кремль, памятуя об аналогичном поведении белорусского лидера, не может положиться на пустые обещания непредсказуемого политика. В связи с этим все попытки армянского премьера втянуть Россию в конфликт, используя турецкий фактор, не встречают позитивного отклика в Кремле, утверждают источники. По их словам, сопротивление Пашиняна предложенному плану проявилось в отмене после второго телефонного разговора с российским президентом визита армянской делегации в РФ для участия на запланированном ранее заседании межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Странно, что в период активных боевых столкновений отменяется визит в страну, являющуюся основным, если не единственным, поставщиком вооружений для армянской армии. Единственным объяснением этого может быть то, что данными превентивными мерами Пашинян ограничивает прямой контакт армянских военных с российскими коллегами.

Таким образом, от того, как долго будет сопротивляться армянский премьер неизбежной для Еревана властной трансформации, будет зависеть степень вовлеченности России в процесс деэскалации, полагают в армянской оппозиции. Ближайшие дни продемонстрируют, какой выбор сделал Пашинян в дилемме между интересами армянского народа и сохранением личной власти.

Подпишитесь