Posted 2 июля 2020, 12:40
Published 2 июля 2020, 12:40
Modified 30 марта, 13:53
Updated 30 марта, 13:53
В то время как революционный премьер-министр Армении Никол Пашинян обличает, по его же выражению, «смердящие политические трупы», от которых он никак не может избавиться вот уже два года, а также пытается оправдать полную несостоятельность власти унять стремительное распространении CОVID-19, внимание общественности переносится на внешние «угрозы». Этот затасканный трюк мог бы считаться рутинным и не особо опасным, если б не имел отношения к России — «кормилице» Армении и «гаранту» ее безопасности.
Эксплуатация «российского фактора» и жесткое преследование оппозиционных политических сил происходит в то время, как армянские власти должны быть озабочены совершенно иными проблемами — в стране с численностью населения, не дотягивающего и до 3 млн человек, на данный момент количество заболевших коронавирусом приближается к 27 тысячам, а умерших от него — более 450. Ежедневный рост случаев заболеваемости — ужасающий, он исчисляется сотнями. Пашинян признал, что по числу зараженных на 1 миллион человек «республика занимает одно из первых мест в мире». «В ближайшее время, — сказал он, — нам придется ужесточить меры».
На вопрос «Где ты раньше был?» — ответа нет. Равно как на то, насколько было оправдано решение властей «спасать» экономику в пандемию за счет здоровья и жизни людей: по самым оптимистичным прогнозам, она и так, в годовом исчислении, рухнет на 6%. Зато есть ответ про то «Чем занимался?». А занимался, в частности, тем, что, по утверждению оппозиции, взял курс на истребление последней и узурпацию Конституционного суда и его безоговорочное подчинение власти. Мало того, официальный Ереван отличился на внешнеполитической ниве, возобновив склоки с Россией, весьма «своевременно» надумав принять закон «Об аудиовизиуальных медиа».
На первый взгляд, это выглядит невинно, но при более близком ознакомлении означает фактическое исключение из массового вещания российских телеканалов. Согласно новому положению, вводится такое понятие как «языковая безопасность», и для ее «защиты» за просмотр российских телеканалов (а другими иностранными в Армении мало кто интересуется) потребителю придется платить. Причем вся «иностранщина» непременно должна сопровождаться дубляжом или субтитрами на армянском языке.
Посольство России сочло, что власти Армении «притесняют» русский язык в республике, хотя РФ является стратегическим партнером РА. В распространенном им заявлении, в частности, говорится, что политика теле- и радиовещания является внутренним делом Армении как суверенного государства, и российская сторона «уже не раз обозначала готовность к соответствующего диалогу». Но, заметим, он никак не состоится.
Вместе с тем в диппредставительстве подчеркнули, что традиционно в Армении существует большая русскоязычная аудитория, проявляющая интерес к российским телеканалам. И, согласно данным Национальной комиссии по телевидению и радио РА, востребованы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура». Но вот сторонники законопроекта считают, что российские каналы озвучивают мнения, не совпадающие с информационной политикой Армении по ряду «чувствительных» для нее вопросов, соответственно, они наносят общественный вред. Получается, если за «вред» заплатят, он перестанет быть таковым.
«Железную» логику армянской стороны развивает издание Lragir, усмотревшее в заявлении посольства РФ «попытку вмешательства» во внутренние дела Армении, продвижения в ней российской «мягкой силы». Оно также подтверждает, что «по факту речь идет главным образом о русскоязычных программах»: «Не секрет, что еще с ранней стадии становления независимого армянского государства русский язык с формальной точки зрения утратил какой-либо особый статус. … Но де-факто он… продолжает до сегодняшнего дня играть бóльшую роль в Армении, нежели просто иностранный язык».
Издание не отрицает, что прошлое Армении связано с Россией и две страны объединяет членство в ЕАЭС и ОДКБ, но вот «в смысле будущего это большой вопрос … в экономически-технологическом и военно-политическом смысле». В общем, «под занавес» Россия была обвинена в разговоре с Арменией «на языке угроз и шантажа» — без вникания в то, что внешняя политика РФ хоть и далека от совершенства, но и внутренняя и внешняя политика Еревана сама выстроена на угрозах и шантаже. А также далека от формирования внятной концепции и наличия сдерживающих механизмов.
Между тем за консультациями в посольство этого «ужасного шантажиста» бегают, когда приспичит, не только практически все оппозиционные силы Армении, но и правящее большинство республики. В принципе, это довольно распространенная практика не только в Армении, но и во всех зависимых, будь то от России, США или коллективного Запада, государствах.
Еще одна «беготня», и довольно скандальная, связана с другим витком армяно-российского обострения: Москва глубоко «сунула нос» в деятельность биолабораторий США в Армении — таковых на территории республики 12, включая локацию в Гюмри, где расположена военная база РФ. Еще в прошлом году глава МИД России Сергей Лавров в ходе своего официального визита в Ереван заявил, что переговоры по меморандуму о допуске российских специалистов в биолаборатории завершены, но Ереван этот документ, в итоге, не подписал. Теперь армянские власти настаивают на том, что никто не вправе контролировать, в одностороннем порядке, указанные объекты.
Посол РФ в Армении Сергей Копыркин выразил свою обеспокоенность деятельностью лабораторий США в РА и попытался «возложить ответственность» за проволочки с подписанием меморандума на пандемию COVID-19. Вместе с тем он выразил надежду на скорейшее принятие документа сторонами, поскольку тот «благоприятно скажется на санитарно-эпидемиологическом благополучии Армении, России, всего постсоветского пространства». Копыркин, понятно, дипломат, и всех скобок он не раскрывает. Однако за ситуацией в Армении, ее внутренними и внешними брожениями очень внимательно, и по понятным причинам, наблюдает Азербайджан и готов все «прояснить».
Haqqin.az приводит пояснение Лаврова, в соответствии с которым существует конвенция по биологическому и токсинному оружию, запрещающая его разработку. Но «В силу категорических возражений США, нет верификационного механизма. Американские коллеги предпочитают избегать такой договоренности и ведут дело к тому, чтобы по всему миру на двусторонней основе создавать лаборатории как бы под себя». Естественно, сказал он, Россия заинтересована в том, чтобы у нее с ее союзником — Арменией, была транспарентность в этом вопросе.
Российский политолог Сергей Марков, по данным азербайджанского издания, пошел еще дальше, заявив, что Армении и иже с ней стоило бы понять, что американцы попросту используют их как материал для медицинских экспериментов — ведь в самих США действуют строгие ограничения на тестирование биологического оружия, микробов и вирусов на гражданах этой страны. Но на граждан других стран эти ограничения не распространяются.
Ереван опровергает подобные утверждения и, вполне возможно, — не без оснований. Но, как пишет Haqqin.az, что тоже не лишено смысла, Москва настаивает на полном контролировании лабораторий, чего Ереван не может сделать без ведома Вашингтона. И, со ссылкой на экспертов, информирует: задача России — «не только проверка и мониторинг биолабораторий, но и фактически управление ими».
Вот и нашла коса на камень: ко всем другим проблемам в российско-армянских отношениях добавились «дезинфекция» эфира от «великого и могучего» в целях «языковой безопасности», которой ничего не угрожает в такой моноэтнической стране как Армения. Значит, есть другие не вполне приглядные причины. Что же до американских лабораторий, этот «очаг» скоро не потухнет, если вообще потухнет когда-нибудь. Так что еще большему обострению российско-армянских отношений скорее быть, чем не быть.
Ирина Джорбенадзе