Posted 29 апреля 2020, 07:50
Published 29 апреля 2020, 07:50
Modified 30 марта, 14:21
Updated 30 марта, 14:21
Узбекистан — самая многочисленная и едва ли не самая преуспевающая республика Центральной Азии. Но в условиях пандемии коронавируса относительно благополучное государство не кинулось оказывать помощь населению, хотя и не бросило его совсем. Здесь просто переложили бремя по содержанию бедных на богатых, то есть на крупный бизнес, при этом введя для него множество льгот.
В условиях пандемии правительство ищет и находит финансовые средства у доноров, развивает стратегические отрасли и укрепляет торгово-экономические связи с разными партнерами, включая Россию. Буквально пару дней назад (в самый пик эпидемии!) Москва и Ташкент на уровне руководителей экономического блока обсудили создание новых совместных компаний в сфере торговли, логистики, агропромышленного комплекса и т. д. По официальной информации, уже в мае стороны собираются представить новую программу экономического сотрудничества с учетом влияния COVID-19. Это говорит в пользу того, что подготовка к июньскому визиту Шавката Мирзиеева в Москву все же идет — вопреки всем коронавирусам.
В общем, нынешние действия власти в Узбекистане представляются логичными и должны дать положительный результат «после короны», сохранив ресурсы для полноценного функционирования экономики. Однако такая «прижимистость» вызывает нарекания у простых граждан.
Собственно «медицинские» потери переживаемой всем миром пандемии в Узбекистане весьма невелики: пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 менее двух тысяч, умерли 8 человек, новых случаев заболеваемости — всего ничего. Но при этом удручающая безработица — простаивают почти 80% хозяйственных субъектов, и в республике растет нищета. Между тем, считает Всемирный банк, экономика Узбекистана выстоит за счет экспорта золота и продовольствия. По прогнозам ВБ, в 2020 году ВВП республики даже вырастет на 1,6%. «Но что нам-то с этого?» — вопрошает простой люд, потерявший работу, либо лишившийся поступлений от вкалывающих за рубежом мигрантов.
На этот вопрос правительство ответило созданием движения «Доброта и поддержка», которое помогает деньгами, продуктами и лекарствами нуждающимся. А содержать его Мирзиеев призвал те бизнес-структуры, которые сейчас не бедствуют. Он прямо заявил, что «государство окажет населению поддержку через субъекты предпринимательства». «Благодетелям» президент обещает различные льготы и преференции по налогам, лизингу, кредитам и прочему — исходя из того, насколько они расщедрятся на помощь бедным.
Общая сумма налоговых стимулов «тянет» на 369 млн долларов, включая ускорение возврата НДС, освобождение туркомпаний, гостиниц, авиаперевозчиков от уплаты налога на имущество и земельного налога, отмену штрафов в отношении более 25 тысяч хозсубъектов за просроченную дебиторскую задолженность и т. д.
Во многих районах республики формируются специальные штабы по поддержке предпринимателей — речь идет о 150 крупных экспортерах, некоторые из которых уже возобновили свою работу. Соответственно, люди занятые в таких компаниях, вернулись на свои рабочие места.
Надо думать, что вскоре, если «Доброта и поддержка» развернутся так, как того желают власти, в Узбекистане полегчает и тем, кто занят в аграрном секторе — фонду настойчиво рекомендовано помогать крестьянам в создании сельскохозяйственных кооперативов и домашних теплиц. Как подсчитал Мирзиеев, это даст 14 тыс. рабочих мест, а 110 тыс. человек обеспечит сезонным заработком.
Но больше всего в условиях кризиса повезло банковской системе — она-то точно не развалится и не обнищает. А все потому, считают эксперты Moodyʼs, что значительная ее часть принадлежит государству, которое их же и поддерживает, что помогает экономике страны сохранять стабильность даже в условиях кризиса.
В общем, Узбекистан успешно работает на перспективу, как бы цинично это ни звучало, учитывая, что значительная часть населения нищает. Внешних доноров он нашел: по официальной информации, международные финансовые организации готовы предоставить республике гранты и льготные кредиты более чем на $3 млрд для «поддержки населения», бизнеса, бюджета и инфраструктуры. В том числе, для бизнеса и банковской системы предназначено $700 млн, коммунальных и энергетических предприятий — $300 млн, а вот здравоохранению достанется всего $277,5 млн. Остается только гадать, какая же сумма пойдет на «поддержку населения». Не исключено, что живых денег оно увидит не много, а помогать ему будут, так сказать, «опосредованно». А потому в Ташкенте сейчас грустно шутят, что нет разницы, от чего помереть — от голода или «короны».
Нет, кое-какую прямую помощь государство оказывает: родителям, сидящим со своими детьми на карантине, будут платить пособие по временной нетрудоспособности; гражданам, сдающим в аренду свои помещения и лишившимся этого заработка, позволят отсрочить уплату налога на доход; 16,5 тыс. работающим пенсионерам спишут задолженность по «излишне выплаченным пенсиям». Но, как видим, «накачивать» предпочли все же бизнес, который, как предполагается, «добровольно» поможет бедным. Результаты такой стратегии будут известны позже — цыплят по осени считают. Может, и впрямь это правильное решение?
Однако узбеки, еще недавно превозносившие Мирзиеева за его реформаторскую энергию и открытость, обиделись. Конечно, помощь «меценатов», понукаемых властями, вырастет, но «море нищеты», в которую впали многие семьи, не получающие прямой поддержки от государства, пока становится еще более глубоким.
Ирина Джорбенадзе