Posted 2 марта 2020, 16:00

Published 2 марта 2020, 16:00

Modified 30 марта, 14:48

Updated 30 марта, 14:48

Турция устроила Европе идеальный штурм

2 марта 2020, 16:00
Десятки тысяч сирийцев с подачи Анкары атакуют границы Греции и Болгарии. Чего хочет добиться Эрдоган с помощью этих провокаций?

Официальная Анкара объявила, что выходит из соглашения с Евросоюзом, целью которого было прекращение (или хотя бы минимизация) миграционного потока из охваченной гражданской войной Сирии. План в прошлом в целом удавался, за последние три года европейцы заплатили «отступных» около 6 млрд евро. И хотя турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно грозил выходом из договора, в целом он его соблюдал.

Миграционный поток в ЕС с юга заметно ослаб. Впрочем, эксперты говорили, что вклад Турции тут был минимален, потому что речь шла в основном о беженцах и экономических мигрантах из других неблагополучных регионов мира, включая даже такие удаленные, как Пакистан и Афганистан.

Теперь же угроза Эрдогана более чем серьезна. Всего за пару дней, прошедших после того как турецкие власти сообщили об открытии границы для беженцев в сторону ЕС, по их собственным данным, они выпустили более 75 тысяч человек. Которые теперь находятся в буферной зоне и штурмуют границы Греции и Болгарии. Причем, по информации местных властей и журналистов, это вовсе не стихийные толпы. Турецкие чиновники целенаправленно подвозят их к границам — есть слухи, что даже принуждают идти в Евросоюз.

Греческие пограничники, которые уже почти готовы начать применять огнестрельное оружие, сообщают, что турки также помогают «беженцам» резать колючую проволоку и преодолевать другие препятствия.

Налицо недружественное нашествие, организованное Турцией. В чем-то подобном конспирологи обвиняли в 2015—2016 годах Россию. Теперь Эрдоган на практике реализовал схему по целенаправленному выдавливанию мигрантов в ЕС, о которой тогда только говорили.

Для Евросоюза это практически «идеальный шторм». В то время, когда внутри Единой Европы все новые страны объявляют карантин из-за коронавируса, обваливаются биржевые индексы и есть все выше шансы на начало полноценного экономического кризиса, на границах ЕС начинают маячить сотни тысяч, а то и пара миллионов голодных беженцев из Сирии. Что с ними делать, если они и правда прорвутся — никто не знает.

Причем не вполне ясно, зачем Эрдоган устраивает этот штурм европейских границ именно сейчас. По одной из версий, турецкий лидер разорвал договор потому, что у него начался прямой военный конфликт в Сирии с войсками президента Асада, поддержанными Россией. Чтобы надавить на Москву, где ему 5 марта предстоят непростые переговоры с Владимиром Путиным, Эрдоган якобы сейчас и провоцирует ЕС. Он надеялся, что европейцы в ответ тоже надавят на Россию. Они это действительно сделали, но только на уровне громких заявлений и призывов к новым санкциям. Кроме того, Анкара ведет переговоры с США, стремясь получить военную помощь против Асада, и тут Евросоюз тоже мог замолвить за нее словечко как за союзника по НАТО.

Казалось бы, все логично. Но эти догадки о причинах турецкого шантажа ставят под сомнение высказывания самого турецкого президента. Эрдоган после массы резких заявлений в адрес России внезапно уточнил, что именно с Москвой у него проблем нет. Так же, как и с иранским военным присутствием в Сирии. Иначе говоря, они могут там оставаться, и войны не будет — если удастся договориться с Башаром Асадом.

Это может свидетельствовать также и о том, что Турция не получила гарантий прямой военной поддержки со стороны США на случай своего военного конфликта с Россией. Не помог ни шантаж ЕС, ни резкое смягчение общей переговорной позиции Анкары на консультациях с американцами.

Между тем, у резких действий Эрдогана могут быть и неожиданные последствия. Например, если сейчас Германия жестко критикует Россию за ее поддержку Башара Асада и военные действия в сирийской провинции Идлиб, то Франция ведет себя совсем иначе. Французы (кстати, как и австрийцы) уже предложили полицейскую и военную помощь Греции и Болгарии. В то же время глава французского Генштаба Франсуа Лекуантр провел «плодотворные переговоры» с главой российского Генштаба Валерием Герасимовым.

Париж, с учетом того, что он в рамках еще одной гражданской войны — в Ливии — занимает общую с Россией антитурецкую позицию, явно рассматривает возможность более тесного союза с Москвой. В Сирии это может, например, выразиться в окончательном признании Башара Асада в качестве президента страны.

Что, кстати, в свою очередь позволит стремительно депортировать назад новых беженцев, накормив их и напоив. Причем даже не в Турцию, а в Сирию — на территории, подконтрольные асадовцам и признанные формально безопасными. И для европейцев головной болью меньше, и турецкий дестабилизационный план обезвреживается, причем за счет усиления противников Анкары.

На пути движения в эту сторону пока стоит Германия. Но если новая волна беженцев все же прорвет европейские границы, то может измениться и позиция Ангелы Меркель. Она вряд ли забыла, что именно мигранты в 2015—2016 году похоронили ее политическую карьеру, резко ухудшив отношение к ней и ее партии многих немецких избирателей.

Так что пока, несмотря на возможность начала российско-турецкой войны в Сирии, можно говорить и о том, что Владимиру Путину опять везет. Его противники делают за него ту работу, с которой российские власти сейчас сами не справляются.

Иван Преображенский

Подпишитесь