Posted 30 октября 2019, 13:15

Published 30 октября 2019, 13:15

Modified 30 марта 2024, 15:38

Updated 30 марта 2024, 15:38

Кого и как в итоге «развел» Зеленский?

30 октября 2019, 13:15
Президент Украины применил «военную хитрость», запутав своих радикалов, которые уже праздновали победу над верховным главнокомандующим.

Сразу два события в один день позволили предположить, что ситуация в Донбассе начала меняться. Внезапно для всех во вторник командование операции объединенных сил начало отвод войск в Золотом. К разведению приступили на три недели позже, чем собирались, но все-таки приступили. А в Мариуполе, в непосредственной близости от фронта, прошел инвест-форум, неоднократно анонсируемый Зеленским как чрезвычайно полезное мероприятие для региона и всей страны.

Нельзя сказать, что инициативы главы государства однозначно понравились всем. Более того, националисты и сторонники Порошенко организовали вялый (человек 300-400), но все же митинг протеста под офисом президента под лозунгом «Нет капитуляции!».

Однако по порядку. Разведения войск перестали ждать, решив, что Зеленский уступил натиску патриотов и испугался народного гнева, несмотря на то, что президент провел двое суток в прифронтовой зоне, поконфликтовав там с вооруженными ветеранами. Ну, а как иначе: стрельба, судя по отчетам штаба ООС, продолжается, режим семидневной тишины не соблюден — какое уж там разведение? Но тут, как гром с ясного неба, — сообщение ОБСЕ о зеркальном отведении военных и вооружений в Золотом. Зеленский, пойманный на бегу журналистами, пытался увильнуть от прямого ответа — дескать, подтверждений нет, нужно подождать — но оказалось, что процесс пошел.

«Обманули!» — раздался истеричный крик сначала в соцсетях, а потом и в СМИ. Причем похоже, что «военная хитрость» экс-шоумена стала сюрпризом лишь для украинской стороны — маловероятно, что действия не согласовывались с руководством «боевиков».

Интересно, что сейчас Зеленскому предъявляют обвинения в том, что он решился на отвод, закрыв глаза на продолжающуюся стрельбу, хотя когда две недели назад он на него не решался, ссылаясь на отсутствие «тишины», его обвиняли в нежелании дать старт мирному процессу. Один из характерных заголовков: «Разведение проходит под звуки выстрелов».

Впрочем, начавшийся процесс критиковали бы, даже если бы он проходил под музыку «Океана Эльзы». Ныне депутат Святослав Вакарчук заявил в Раде, что он и его партия «Голос» считают ошибкой происходящее разведение войск и призвал, предварительно поблагодарив за помощь, послать Германию и Францию куда подальше с их советами, а Минские соглашения пересмотреть. Однако, судя по тому, как все произошло, Зеленский любой ценой решил переломить ситуацию, не обращая внимания на протесты несогласных и добиться встречи в нормандском формате. Идет ли он здесь навстречу желаниям большинства расколотого украинского общества? Трудно сказать. Порой кажется, что реально хочет прекращения войны меньшинство, хотя вслух все говорят о мире.

По мнению политолога Руслана Бортника, общество сегодня разделено на три примерно равные части. Одни, кого «на практике» коснулась война, однозначно выступают за прекращение огня и хоть какое-то примирение. (Впрочем, наверное, он имел в виду мирных жителей, вовлеченных в конфликт, а не значительную часть ветеранов АТО.) Другие, по его словам, не желают никаких изменений — пусть все остается как есть, потому что любые перемены приводят к еще более плачевным результатам. Третьи, самые «грозные» и непредсказуемые, — хотят воевать до победного конца и даже после него. «Желания какой части общества должен выполнять президент?» — риторически спросил у аудитории Бортник на ток-шоу телеканала «112 Украина».

Эксперт предположил, что, возможно, Зеленскому необходимо было решить этот вопрос на референдуме. Также слабой его стороной он считает отсутствие какой-либо конкретной программы по возвращению и реинтеграции Донбасса. Подобные претензии к Зеленскому предъявляют многие на Украине.

Впрочем, есть мнение, что действия президента в последние дни были разумными и даже мудрыми. С одной стороны, он не пошел на поводу у добробатовцев, с другой — не приказал полиции одевать на них наручники или охаживать дубинками. «Вы представляете, что бы началось, если бы Зеленский не сам пошел на диалог с ветеранами, а приказал Авакову разобраться с ними по букве закона? — комментирует ситуацию „Росбалту“ независимый социолог Олег Пухарцев. — Махать шашкой — много ума не нужно, действия президента делают ему честь. Пусть с незначительными ошибками, но он движется вперед и пытается сшить разорванное общество».

Зеленский и вправду в последнее время демонстрирует завидную настойчивость и гибкость, своевременно отвечая словами и делами на критику в его адрес. Сегодня в Мариуполе на форуме «Единство» он снял много вопросов относительно программы по реинтеграции и его личному видению дальнейших шагов. Глава государства назвал три этапа, которые обязательно должна пройти Украина для достижения мира в Донбассе: завершение «горячей» стадии конфликта, примирение, поиск консенсуса. Особое внимание сфокусировал именно на «горячей» фазе, без прекращения которой остальные не получатся.

Он вообще в своей речи о многом сказал, в том числе о разобщенности общества. А вдобавок анонсировал договоренности с Всемирным банком об открытии Фонда международной партнерской поддержки для восстановления и будущей реинтеграции Донбасса. Первые деньги в нем, по словам президента, появятся в январе следующего года.

Впрочем, форум был посвящен не только Донбассу, на нем было подписано 12 меморандумов, которые якобы дают старт проектам на миллиарды долларов. Правда, некоторые из них эксперты уже окрестили «сомнительными». Интересно, что одновременно в Донецке под руководством главы ДНР Пушилина также прошел «международный инвестфорум». Конкуренция, однако.

Что теперь? Во-первых, разведение в Золотом должно быть доведено до конца. Тогда наступит очередь Петровского, это во-вторых. Ну, а там уже желанный саммит нормандской четверки, где «посылаемые подальше» Вакарчуком Меркель и Макрон, наверняка, украинского президента похвалят: «Гут, гут, Вольдемар! Бон, бон!» А его российскому коллеге, возможно, укажут: «Видишь, человек старается. Теперь и ваша „не сторона конфликта“ должна чего-нибудь сделать».

Валентин Корж, Днепр, Украина

Подпишитесь