Posted 14 августа 2019,, 13:56

Published 14 августа 2019,, 13:56

Modified 31 января, 23:33

Updated 31 января, 23:33

На Украину за гражданством

14 августа 2019, 13:56
По мнению экспертов, российская оппозиция едва ли хлынет в Незалежную после указа Зеленского об облегченной эмиграции.

Указ президента Владимира Зеленского об упрощенном предоставлении украинского гражданства россиянам, преследуемым в РФ по политическим мотивам, ставит ряд вопросов, на которые пока нет ответов. Это больше пропагандистский акт, призванный зеркально ответить на введенный недавно президентом Владимиром Путиным упрощенный порядок получения российского гражданства для жителей неподконтрольной Киеву части восточной Украины (ДНР-ЛНР), или же это документ, который действительно позволит оппозиционно настроенным гражданам России ускоренно получать украинское гражданство? С этим вопросом связан и другой. А именно — хлынет ли теперь на Украину поток российских эмигрантов, или же они, как и раньше, будут уезжать в Европу и Америку?

Российская правозащитница Юлия Архипова, живущая сейчас на Украине, в принципе согласна с тем, что «это документ, который приняли в логике „зеркального ответа“. В то же время, по ее мнению, „он закладывает фундамент для реформирования миграционной системы“ Незалежной. „Получится ли выстроить на этом фундаменте полноценную реформу — вопрос, зависящий от кабмина, Верховной рады и других акторов украинского политического процесса“, — продолжает она.

По словам эксперта, „2014—2019 годы показали нам, что объем потока российских эмигрантов в Украину зависит не от украинского законодательства, которое и так предусматривает достаточно возможностей получить и гражданство, и вид на жительство, а от решения каждого конкретного россиянина — эмигрировать или нет, и если эмигрировать, то куда. Опять же непонятно, как будет в финальном варианте выглядеть сама процедура — и пока что любой прогноз мне видится лишенным смысла. Слишком много факторов и неопределенности для прогнозирования“.

Российско-украинский историк, политолог и политический консультант Елена Галкина не вполне согласна с тем, что указ Зеленского можно считать зеркальным ответом на аналогичный вердикт Путина. Она отмечает в связи с этим, что основания для получения гражданства в этих случаях разные.

„В какой-то степени это (указ Зеленского) — реакция на действия Москвы. Но в РФ это проходит в рамках интеграции в Россию граждан Украины, проживающих на определенных территориях (ДНР-ЛНР). Плюс у России имеется большая Программа переселения соотечественников, которая имеет отношение к ‚носителям русского языка‘. То есть в РФ это такой проект государственного нацстроительства на этно-культурной основе, проект собирания нации, создания воображенного сообщества под названием ‚русскоязычные‘, — считает Галкина.

В отличие от этого варианта, Украина сейчас ‚поступает так, как поступали наиболее прогрессивные модерные государства в прошлые столетия, да и сейчас, в которых гражданство считается политическим, а не этно-культурным понятием. То есть если ты принимаешь ценности общества, в которое хочешь войти, ты будешь его гражданином. В рамках этого понимания политической нации и гражданства и находится этот указ Зеленского‘, — уверена эксперт. По ее мнению, ‚мы видим, что президент Украины действует сегодня в рамках европейского гуманистического просвещенческого подхода к понятию нации‘.

В то же время Галкина сомневается, что в связи с новым порядком предоставления украинского гражданства в страну хлынет поток россиян. ‚В предыдущие пять лет Украина очень редко предоставляла гражданам России не только свое гражданство, но и статус политического беженца, получить который тоже было крайне сложно. Гораздо проще было уехать в Европу и там получить этот статус с гораздо меньшими бюрократическими препонами и за более короткое время, чем на Украине‘, — отметила она.

Эксперт напоминает, что после Революции достоинства у российских оппозиционеров были надежды на то, что Украина будет принимать их. Но ‚случилось обратное, и вряд ли надежда российской оппозиции на Украину как на страну, где можно получить политическое убежище, вернется только в результате этого указа Зеленского‘, — считает Галкина.

Вместе с тем, по мнению эксперта, Украине ‚было бы выгодно давать политическое убежище и упростить процедуру получения гражданства не только для людей, подвергающихся на территории России политическим репрессиям, но и для тех, кто готов вкладываться в украинскую экономику даже небольшими суммами и при этом лояльно относится к ее курсу на Европу и разделяет европейские ценности‘.

Вице-президент фонда ‚Центр политических технологий‘ Алексей Макаркин полагает, что ‚все будет зависеть от правоприменительной практики‘. По его мнению, Зеленскому ‚надо было как-то ответить‘ на шаг российского президента, введшего упрощенное получение российского гражданства для жителей районов, проживающих на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, однако сделать это ‚не в контексте ситуации в Донецкой и Луганской областях‘.

Если бы Зеленский ‚ответил в рамках ДНР-ЛНР, получилось бы, что он обороняется, что инициатива в руках России‘, — считает политолог. Однако новый украинский президент, напоминает Макаркин, — пиарщик, и в таковом качестве сам создает информационные поводы. Ему надо было ответить на аналогичные действия Владимира Путина, но в контексте открытости Украины. Эксперт говорит, что Владимир Зеленский, в отличие от своего предшественника Петра Порошенко, ‚продвигает идею открытости и формирует образ Украины как открытой современной европейской страны‘.

Однако стандартная проблема на этом пути, повторяет эксперт, это правоприменительная практика. ‚Есть президент, и есть чиновники. Вопрос в том, как этот указ Зеленского будет реализовываться. То есть приехавшего из России человека примут сразу или начнутся многочисленные проверки?‘ — говорит он.

Еще одна проблема — языковая, отмечает Макаркин. ‚Конечно, Украина — это страна, где много русскоязычных людей, но государственный язык там все-таки украинский. При Зеленском, который сам снимался в русскоязычных сериалах, тема рідної мови, вероятно, будет меньше муссироваться, но принцип украинского языка как государственного все равно остается. Соответственно для общения с государственными институциями и для самореализации необходимо его знание. И несмотря на то, что украинский и русский языки похожи, не для всех (въезжающих в страну россиян) это будет комфортно‘.

В связи с этими обстоятельствами эксперт весьма осторожен в ответе на вопрос, стоит ли теперь ожидать потока российских эмигрантов на Украину. ‚Кто-то, наверное, поедет, но часть российских эмигрантов (все еще) ориентирована на Европу‘, — констатирует он.

Александр Желенин