Posted 3 июля 2019,, 16:04

Published 3 июля 2019,, 16:04

Modified 30 марта, 16:29

Updated 30 марта, 16:29

Анкара зависит от США сильнее, чем хочет показать

3 июля 2019, 16:04
Даже если Турция решится купить российский самолет Су-57, он не станет адекватной заменой американскому F-35, полагают эксперты.

Спор США и Турции из-за намерения Анкары приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400 продолжается. Вашингтон неоднократно угрожал, что если Турция все же купит С-400, то США в этом случае не продадут ей свои истребители пятого поколения F-35. Однако, как стало известно, в этом случае Анкара может рассмотреть вопрос о приобретении аналогичных самолетов у России, или самостоятельно начать выпуск подобных машин.

Эксперты, опрошенные обозревателем «Росбалта», полагают, что оба варианта (как приобретение Анкарой самолетов пятого поколения у Москвы, так и их производство в самой Турции) хотя теоретически и возможны, полноценной заменой американской техники не станут.

Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока (сектор Турции) Института востоковедения РАН Ильшат Саетов считает, что «история с покупкой этого вооружения превратилась в бесконечное гадание по ромашке: купят — не купят». Эта «ромашка», говорит он, относится и к отношениям Турции с США, и к ее отношениям с Россией. «Эрдоган пытается все время играть на противоречиях между РФ и США. Когда американцы обещают отказать туркам в покупке американского оружия, турецкий лидер немного шантажирует их», — пояснил эксперт.

Сегодня, отмечает Саетов, сделка по приобретению Анкарой С-400 доведена если не до «логического конца, то до какой-то логичной запятой». Однако, как полагает эксперт, даже если Турция все же купит эти комплексы, не факт, что она приобретет их для себя. «Будут они их использовать или нет — тоже не очень понятно. Есть версия, что они заморозят их на какое-то время, а потом продадут другим странам», — говорит он.

«С американскими самолетами похожая история, то есть это не военная, а политическая тема. Все это делается для того, чтобы торг и переговоры продолжались», — считает Саетов. Он полагает, что «если Турция не собирается вступать в полноценную войну, то самолеты F-35 нужны ей больше для устрашения».

Что касается возможностей Турции по самостоятельному производству самолетов пятого поколения, то эксперт полагает, что таких серьезных технологий у нее нет: «максимум, турки могли бы производить какие-то небольшие беспилотники». Саетов напоминает, что некоторое время назад Турция заявляла о готовности создать свой собственный танк, однако после начала его выпуска оказалось, «что это почти полная копия израильского танка». Саетов выразил мнение, что «в ближайшие тридцать лет турки не будут способны самостоятельно выпустить полноценный (современный) истребитель».

Независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр уверен, что если Турция решится купить российский самолет пятого поколения Су-57, то он не станет адекватной заменой F-35. Он напомнил, что на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке этого самолета деньги дала Индия, но когда самолет был готов, она «вышла из проекта, поскольку индусы посчитали, что самолет не соответствует заданным параметрам».

«У Су-57 проблемы с малозаметностью, отсутствует современный радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Есть только пассивная решетка, которая была новшеством в 1980-е годы. У нас такие радары с АФАР в принципе делать могут, но только на американских компонентах. Есть также проблема с двигателем. На Су-57 он, по сути, тот же самый, что и на Су-35», — рассказал Фельгенгауэр.

Эксперт добавил, что проблема этого двигателя в том, что он «не может летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа, в то время как на американских F-22 и F-35 есть такая возможность, что очень важно, поскольку при форсаже из двигателя вылетает сноп огня и потому очень возрастает заметность в инфракрасном диапазоне».

Другое отличие F-35 от Су-57 в том, продолжает эксперт, что при создании американского самолета используется современная система обработки деталей и их сборки, что позволяет получать абсолютно гладкую поверхность. «Поэтому ему не нужно капризное и сложное покрытие, поглощающее радарные волны. А у нашего самолета сплошные щели и зазоры. Поэтому Су-57 и нельзя считать полноценным самолетом пятого поколения», — говорит он.

«Есть еще советский российский самолет четвертого поколения Су-35, который является глубокой модернизацией Су-27», — отметил эксперт. В любом случае, считает он, «ничего близкого тому, что могут предложить в этой области американцы, турки нигде не купят. Это в радость только Израилю, поскольку он останется единственной страной на Ближнем Востоке, у которой есть истребитель пятого поколения». Учитывая все это, «для турок Су-57 будет плохой заменой F-35», — уверен Фельгенгауэр.

Что касается возможностей Турции самостоятельно выпускать самолет пятого поколения, то эксперт также считает это маловероятным, хотя и напоминает, что эта страна собирает на своих заводах по американской лицензии истребители F-16. В принципе, полагает он, турки могли бы начать собирать по лицензии и российские истребители, «но качество будет не то, что у американцев».

Александр Желенин