Posted 20 июня 2019,, 21:01

Published 20 июня 2019,, 21:01

Modified 30 марта, 16:34

Updated 30 марта, 16:34

Атамбаева готовят к тихой отсидке

20 июня 2019, 21:01
В парламенте Киргизии рассматривается вопрос о лишении экс-президента неприкосновенности — специальная комиссия предъявила ему шесть обвинений.

Действующий президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков оказался «неблагодарным» человеком— он преследует своего предшественника и благодетеля Алмазбека Атамбаева. А ведь только благодаря мощному лоббированию последнего ему удалось получить пост главы государства.

Но, как вскоре выяснилось, благодетель поддерживал своего преемника далеко не бескорыстно, а в расчете стать «Дэн Сяопином киргизского разлива», то есть теневым правителем страны. Этот финт не удался — мягкость и управляемость Жээнбекова на поверку оказались всего лишь видимостью, и противостояние бывшего и действующего президента с его новой политической элитой стало нарастать. Этому поспособствовали публичные словесные оскорбления экс-президента в адрес преемника и его команды. А также периодические митинги «прошлых», обличающих «новых».

Что ж, действующая власть Киргизии не осталась в долгу: в Жогорку Кенеша (парламенте) страны создана специальная комиссия по вопросам статуса экс-президента и его неприкосновенности. Говоря проще, Атамбаева хотят лишить иммунитета, чтобы затем привлечь его к уголовной ответственности.

Комиссия убеждена в том, что в действиях Атамбаева в бытность его президентом место имели преступные деяния. Изначально она выдвинула против бывшего главы государства девять обвинений, которые при «ближайшем рассмотрении» были сокращены до шести. А Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) выделил дело о возможной причастности Атамбаева к коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека в отдельное производство.

Что же до других обвинений, они касаются нарушения закона при получении Атамбаевым земельного участка, незаконного освобождения одного из криминальных авторитетов, выдачи земель сельскохозяйственного назначения под строительство во время действия моратория на трансформацию; контролирования крупных компаний по разработке ряда месторождений полезных ископаемых.

О подозрениях к причастности к коррупции при строительстве ТЭЦ было сказано выше, но к ним прибавились еще дела, связанные со строительством альтернативной дороги север — юг и реализацией энергетического проекта ЛЭП «Датка — Кемин».

Словом, «просто так» избавиться от Атамбаева, сохранившего за собой немалое политическое влияние и, соответственно, определенный потенциал для устройства политической смуты в легкой на революционный подъем республике, не удается. По закону он может быть привлечен к уголовной ответственности после лишения статуса экс-президента, а это не однодневная процедура. Прежде парламент должен выдвинуть против Атамбаева обвинение в совершении особо тяжких преступлений, подтвержденное генеральным прокурором.

Решение о выдвижении обвинения должно быть поддержано большинством депутатов на основании заключения специальной комиссии — последняя свое дело фактически уже сделала. Ну, а решение о лишении экс-президента соответствующего статуса возможно при его одобрении двумя третями голосов законодателей, окрещенных Атамбаевым «сопливыми».

Как заявил журналистам член политсовета расколотой Атамбаевым Социал-демократической партии Киргизии Фарид Ниязов, соратники экс-президента не допустят его «безнаказанной и беззаконной травли». Он констатировал, что история с Атамбаевым приводит к противостоянию между разными группами в киргизском обществе и «раскалывает народ». Политик прогнозирует жесткий политический кризис в республике и прямо заявляет: «Выходом из положения может стать смена политической элиты — никто из интриганов, заваривших кашу, не будет в выигрыше».

Согласно Ниязову получается так: законно избранная власть (а выборы прошли недавно) должна уйти. Но, понятно, у нее таких намерений нет. И что тогда, снова революция? Или Атамбаев прибегнет к традиционному, в таких случаях, испытанному средству — покинет страну. Например, уедет в Россию, куда обычно бегут бывшие высокопоставленные политические деятели, не успевшие испортить отношения с Москвой.

Но советник экс-президента Кундуз Джолдубаева заверила журналистов: Атамбаев покидать страну не собирается, хотя «все попытки (властей) направлены на то, чтобы подвигнуть его на выезд». Да и вообще говорят, что он «уже сбежал».

Вокруг Атамбаева ходят сейчас и другие слухи: он лишен водительских прав и государственной охраны; он шесть лет контролировал цены и поставки казахстанского угля на ТЭЦ Бишкека; он вскормил жуткую коррупцию на таможне и на юге страны, и т. д. Хотя, надо сказать, что коррупционеры из этого региона (если они действительно таковыми являются) стремительно пошли вверх по карьерной лестнице уже при Жээнбекове. Вопрос: почему ж тогда действующий президент их не уволил и не поставил вопрос ответственности за противозаконные деяния разного рода?

Так что, надо думать, под знаменем борьбы с коррупцией, которым сейчас размахивают Жээнбеков и Ко, реальная борьба с ней не происходила ни при прежнем, ни при нынешнем главе государства, и они одинаково ответственны за положение дел в республике, где имеет место кланово-семейное правление (впрочем, это свойственно Востоку). А при таком правлении при сведении счетов с оппонентами начинается ожесточенная война компроматов. Чем она закончится?

«Вечерний Бишкек» цитирует известного политолога Марса Сариева, считающего, что задача депутатов киргизского парламента — «додавить» Атамбаева, заставить его замолчать, а не посадить, хотя «поводы для возбуждения уголовного дела имеются».

Вместе с тем, отметил он, «Арестовать Атамбаева сложно, здесь и геополитический фактор есть. Помните, как отреагировала Россия, когда в Армении был арестован ее экс-президент Роберт Кочарян? Ситуации в чем-то схожи. Атамбаев это понимает и поэтому дерзит. Депутатам не нравится именно его поведение». Сариев процитировал одного из провластных политиков, заявившего: «Хотелось бы, чтоб Атамбаев сидел тихо». Собственно, это и есть ключевая фраза. И задача в том, сказал эксперт, чтоб созданием спецкомиссии «вразумить» Атамбаева и «загнать его в рамки». Но при этом собеседник киргизского издания уверен в том, что дело со снятием иммунитета парламент доведет до конца. Однако все закончится компромиссом и, скорее всего, экс-президент «замолчит».

Отметим, что вышеуказанный расклад может оказаться оптимистичнее, чем грубая реальность. Люди, знающие Атамбаева, говорят о его «бойцовских качествах», чрезвычайном властолюбии и отмечают, что он «быстро взрывается». Это, однако, не означает, что он не способен анализировать ситуацию, и не ожидал, что парламент не инициирует вопрос снятия неприкосновенности — особенно после того, как он в грубых выражениях критиковал его на митингах. А это говорит о том, что у экс-президента есть поддержка определенных кланов и «домашняя заготовка» по развитию ситуации в Киргизии. Но вряд ли она носит мирный характер.

И сейчас многое будет зависеть от расторопности лидеров противных сторон. Если Атамбаев — миллионер и революционер — не подсуетится с нагнетанием протестных настроений и формированием так называемой «критической массы» для отстранения от власти новой «сопливой элиты», либо не «замолчит», его, скорее всего, будут судить и посадят. Но это палка о двух концах: арестом только Атамбаева власти не ограничатся, и сторонники экс-президента непременно прибегнут к проведению масштабных митингов. Атамбаев сразу же получит статус политического узника, и дальше уже сработает «эффект пружины».

В любом случае Киргизию ждет жаркая осень — политическое лето, вероятно, будет «прохладнее» в силу режима ожидания. И как бы ни развернулись события в республике, они в любом случае нарушат условную стабильность региона: геополитика и террористическая турбулентность делают Центральную Азию крайне уязвимым местом на планете.

Ирина Джорбенадзе