Posted 26 марта 2019, 08:15
Published 26 марта 2019, 08:15
Modified 30 марта, 17:13
Updated 30 марта, 17:13
«Дурак, зачем же ты туда поехал?! Такой хороший дядька, я еще голосовать за него собиралась!» — воскликнули на прошлой неделе многие украинские бабульки, сидевшие перед экранами телевизоров. Речь, конечно же, шла о поездке Юрия Бойко в Москву в компании с Виктором Медведчуком.
Видимо, кандидат в президенты решил показать, что для него в Москве двери открыты, и уж он то договорится обо всем. Но, учитывая нынешнее состояние общественного мнения на Украине, хотя Медведев «в телевизоре» и не заставлял Медведчука и Бойко «стоять на коленях», есть большой вопрос о результативности этого «хождения в Каноссу» в разрезе предвыборной кампании. Несмотря на уверения телеканалов, имеющихся в распоряжении партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», что дела у их кандидата, дескать, идут замечательно — в реальности все не так для Бойко благополучно. Согласно опросу КМИС, за него готовы проголосовать лишь 10,4% граждан, чего безусловно мало для прохождения во второй тур.
Что касается поездки, помимо претензий в откровенном «братании» с Москвой, у избирателей остался неприятный осадок по поводу этической стороны вопроса. Даже при крайне сложном отношении населения к Порошенко, нарушение «субординации» и «самовольное» возложение на себя обязательств переговорщика от лица всей страны осудили «большинством голосов». Другим кандидатам, конечно, это не мешает встречаться с американцами и даже вести «переговоры», например, об увеличении помощи, но это воспринимается по другому — с США Украина ведь друзья.
Надо сказать, что еще на съезде партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» по выдвижению Бойко «неопределившихся» начало слегка подташнивать от советских песен, сопровождавших мероприятие — из-за ассоциаций с «социалистической плесенью», выползающей из динамиков. А тут еще такая «спорная» поездка на поклон к Медведеву и Миллеру. Реакцию Порошенко опустим — она понятна.
Сам Петр Алексеевич продолжает демонстрировать неуемность характера и нежелание сдаваться без боя. Одним из главных скандалов недели, инициативу по организации которого приписывают ему — стали публичные обвинения генпрокурором Юрием Луценко (правой руки президента) посла США в Киеве Мари Йованович. В интервью The Hill Луценко заявил, что Йованович на первой же встрече попыталась вручить ему список неких украинских граждан, которых Генпрокуратура не должна привлекать к ответственности, сделав «неприкасаемыми». Еще одна претензия к американскому послу касалась финансовой помощи США в размере более $4 млн на реформирование ГПУ, которая ей так и не досталась.
Скандал со списком и намеками на «казнокрадство» американских дипломатов действительно имел серьезный резонанс и породил кучу конспирологических предположений, основное из которых: Порошенко пытается убрать из Украины Йованович на время выборов, чтобы она не мешала влиять на результаты голосования в первом туре. Ну, а то, что Петр Алексеевич заявил о полной поддержке американского полпреда, так это так — для «маскировки операции».
Действия эти совпали по времени с ажиотажем вокруг расследования Мюллера в США, где, кроме российского, уделялось внимание и «украинскому следу». Одно время казалось даже, что удар Луценко-Порошенко достиг своей цели, и в украинских СМИ поползли слухи о возможном срочном отзыве американского посла на родину. Однако она осталась, а Порошенко четко дали понять, что Йованович и прочие «остатки» людей, назначенных еще при Обаме, досидят до конца своей каденции. Впрочем, отчаянное нежелание Порошенко расставаться с властью понять можно, ведь посадить его пообещала не только Тимошенко, но и другие кандидаты. Так что сопротивляться он будет до последнего.
Владимир Зеленский в финальную неделю первого тура, несмотря на резкий, удививший многих его сторонников разворот кандидата в сторону сотрудничества с МВФ и вообще с Западом, ворвался, значительно «прибавив в весе». По данным опроса Киевского международного института социологии (КМИС), за него готовы проголосовать более 32% избирателей. То ли скандалы вокруг Бойко и Порошенко сказались, то ли еще что. На самого же шоумена нарыли меньше всего компромата. Офшорные счета, «кинобизнес в России» и связи с экс-олигархом Коломойским, старательно освещаемые конкурентами, не стали для большинства избирателей чем-то категорически неприемлемым и лишь подчеркнули его «близость к народу».
А вот шансы Юлии Тимошенко как-то заметно не выросли. Впрочем, если согласно опросу КМИС, она отстает от действующего президента уже не на размер статистической погрешности, то другое исследование, проведенное сразу несколькими организациями, утверждает, что «Юля» «Петю» хоть немного, но обходит.
Стоит отметить, что Тимошенко слегка разочаровала свой электорат недостаточным количеством сенсаций, выброшенных за последнее время: нарушения в «Укроборонпроме» — это, конечно, неплохо, но от нее ожидали более громких разоблачений. Регулярные ее напоминания о коррумпированности действующего президента и его команды уже не производят должного впечатления. Несмотря на бесперебойно работающие «фейкометы», публика ждала убийственных доказательств. Тем не менее, роль Юлии Владимировны не стоит занижать — она главный, имеющий реальные силы конкурент для противостояния нарушениям при подсчете голосов. Тимошенко, поддерживаемая министром МВД Арсеном Аваковым, не позволит Порошенко так просто фальсифицировать результаты. Вопрос, будет ли она при этом действовать в интересах общества или в своих собственных — остается открытым.
При желании можно наковырять еще пару ведер чернушных взаимных обвинений кандидатов, включая «братоубийство, совершенное Порошенко», но особого смысла в этом нет. Вполне возможно, что еще вылезет на свет пара-другая новых разоблачений, однако принципиально расклад сил они вряд ли изменят. Гражданам бы старые как следует успеть переварить. Теперь все будет зависеть от настроения избирателя в ближайшее воскресенье, бдительности и расторопности представителей кандидатов на избирательных участках.
Повторимся, что теоретические шансы на победу остаются лишь у четырех претендентов. Принципиальная разница между ними в том, что если победят Владимир Зеленский или Юлия Тимошенко, — в обществе поворчат, конечно, но признают этот результат; а вот если триумфатором станет Петр Порошенко или Юрий Бойко — весьма высока вероятность, что на улицы могут выйти люди с майданными, то есть совсем не созидательными настроениями. Действующий президент сумел накопить критическую массу антипатии со всех сторон, ну, а Бойко умудрился зарекомендовать себя стопроцентным «ставленником Кремля», от которого, по мнению избирателей, глупо ожидать чего-то позитивного для Украины.
Валентин Корж, Днепр, Украина