Posted 22 февраля 2019,, 07:50

Published 22 февраля 2019,, 07:50

Modified 31 января, 22:09

Updated 31 января, 22:09

«Отравит» ли российский газ Южный Кавказ?

22 февраля 2019, 07:50
Решение Грузии покупать «голубое топливо» у РФ вызвало скандал в самой республике и грозит перерасти в желанную для Армении напряженность между Тбилиси и Баку.

Когда Грузия возобновила переговоры с «Газпромом» о транзите по своей территории российского газа в Армению, это было воспринято довольно спокойно, хоть и, по традиции, вызвало раздражение в определенных политических кругах страны. Потому как споры о том, что выгоднее Грузии — получать транзитную плату «натурой» в виде 10% от объема топлива, транспортируемого в Армению, или деньгами — ведутся каждый год. В 2018-м Грузии пришлось уступить «Газпрому», сломать установленный ранее порядок и перейти к монетарным отношениям. Власти скрывают, какой «навар» получила страна от такой сделки — говорят, она прогадала 30 миллионов долларов. То есть плата, полученная за транзит, гораздо ниже стоимости газа, который ранее страна получала в виде причитающегося ей топлива.

А тут вдруг министр экономики Георгий Кобулия заявил, что Грузия ведет переговоры с РФ об импорте небольшого объема российского газа с целью диверсификации поставок и создания конкуренции на рынке как инструмента для сокращения тарифов на газ. Монополии, сказал он, «недопустимы», и «Азербайджан не должен быть единственным поставщиком природного газа в Грузию». Собственно, эти разговоры ведутся уже третий год, и раньше они подавались под «соусом» дефицита газа у Азербайджана для удовлетворения потребностей грузинского рынка. Но Баку заявил, что это не соответствует действительности, и Грузия получит столько газа, сколько затребует. Вопрос вроде был исчерпан. Но сейчас он снова всплыл уже под другим предлогом — «диверсификации поставок», и в Грузии разразился громкий скандал.

Оппозиция напомнила властям, что «Россия — оккупант», использует свой газ в политических целях, а посему она не может выступать в качестве источника диверсификации поставок и обеспечения энергетической безопасности страны. Тему развил экс-президент Михаил Саакашвили. На своей странице в «Фейсбук» он напомнил, что Азербайджан всегда был стратегическим партнером Грузии,и «никогда, даже в самые критические моменты, не отказывал» в газе. А Россия «взорвала газопровод и оставила Грузию без газа в разгар холодной зимы». Саакашвили также утверждает, что азербайджанский газ минимум на 20% дешевле российского.

Отметим, что Грузия с 2007 года практически полностью заменила российские поставки азербайджанскими. В год она потребляет в среднем 2,5 миллиарда кубометров газа, и сбоев с поставками не было. Но сейчас грузинские власти утверждают, что Азербайджан поднял цену на «голубое топливо» для коммерческих потребителей на 10,5%, что, естественно, вызовет подорожание всей производимой в стране продукции, а также услуг. А цену азербайджанская сторона, пояснили власти, увеличила из-за падения курса грузинской национальной валюты лари к доллару. Правда, лари хоть и сильно обесценился по отношению к американской валюте и евро, но за последние три года его колебания были относительно умеренными.

В последнее время чуть ли не вся Европа перестала бояться российской газовой экспансии, которая никак не отразилась на суверенитете государств ЕС, и они снова, после конъюнктурных неудач, стали бороться за поставки и транзит по своей территории «политического» топлива РФ. Но Грузия — не Европа. История грузино-российских отношений сильно отягощена признанием Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси, как и международное сообщество, считает, что отколовшиеся от Грузии территории «оккупированы» Россией. Правда, в самой Грузии при этом российский бизнес, в том числе, в электроэнергетическом секторе, процветает. Однако «сдабривание» его поставками российского газа многие грузинские эксперты считают весьма недальновидным решением, «читающимся» как передача Москве экономических рычагов, которые та использует в политических целях.

Кроме того, даже частичный отказ от азербайджанского газа может сильно обозлить Баку, вложившего солидные инвестиции в самые разные отрасли экономики Грузии. При этом об «экономической экспансии» Азербайджана раньше никто не заикался, но теперь на нее, так или иначе, намекают. Разумеется, это на руку России, для которой малюсенький рынок Грузии, включая газовый, финансово не играет никакой роли, зато закрепляет ее в определенном сегменте экономики соседа. Это не говорит об однозначном и автоматическом закреплении в политике, однако обе сферы, как известно, тесно переплетены. И тут уже вопрос в том, что посмеет предпринять Россия против Грузии, а чего не посмеет, в том числе, в пресловутом газовом вопросе. До сих пор она позволяла себе все, что считала для себя выгодным.

Не исключено, однако, что газовая тематика носит не столь устрашающий характер, а является «довеском» к созданию энергокоридора Россия — Грузия — Армения — Иран, анонсированного заместителем министра иностранных дел РФ Анатолием Яновским. По его словам, презентация технико-экономического обоснования этого проекта, согласованного всеми четырьмя сторонами, состоится до конца текущего года. Кстати, в этом же году планируется также запустить энергокоридор Россия — Азербайджан — Иран.

Но вернемся к Азербайджану. Некоторые эксперты высказывают опасения по поводу того, что Баку вообще может отказаться от поставок Грузии, и тогда она полностью подсядет на российскую газовую «иглу». Но это вряд ли произойдет, поскольку в таком случае определенный сегмент бизнеса азербайджанской государственной нефтегазовой компании SOCAR в Грузии потерпит убытки. Кроме того, Баку не может не учитывать той данности, что его газопровод до турецкого Эрзерума, равно как и нефтепроводы до турецкого же Джейхана и грузинского порта Супса, проходят по территории соседней страны.

Вообще же не будет ничего удивительно в том, если переговоры с «Газпромом» закончатся пшиком. Поскольку совершенно не исключено, что Тбилиси затеял их с целью сбить цену на поставки азербайджанского газа. Если это так, то игра, конечно, некрасивая. Но если не так, за ней вполне могут стоять политические мотивы, то есть Тбилиси, возможно, почему-то решил угодить Москве. Но — «лиха беда начало». Как далеко зайдет это «угождение»? И не сыграет ли оно на руку еще и Еревану, настоятельно лоббирующему открытие железнодорожного сообщения между Россией и Грузией по абхазскому участку с выходом на Армению. Грузинские власти утверждают, что восстановление железной дороги через Абхазию невозможно по определению, однако эта тема периодически всплывает, точнее, соответствующей перспективой пугают грузинское население и донимают Азербайджан.

Вообще в последнее время вокруг грузино-азербайджанских отношений стала складываться нездоровая атмосфера, причем довольно искусственно. То распространяется информация, в соответствии с которой в Грузии «свили гнездо» враги азербайджанской государственности, финансируемые Западом. То вдруг баллотировавшаяся на пост президента Саломе Зурабишвили почему-то в регионе компактного проживания армян стала критиковать Саакашвили за то, что тот охотно предоставлял этническим туркам грузинское гражданство, что было болезненно воспринято проживающими в Грузии азербайджанцами.

А недавно Баку предъявил Грузии претензию в связи с установлением в регионе, населенном армянами, памятника «убийце азербайджанского народа» Михиалу Авагяну, и Тбилиси на это отреагировал весьма вяло. Слышны также откровенно провокационные разговоры, в соответствии с которыми христианской Грузии негоже так тесно сходиться с мусульманскими странами — Азербайджаном и Турцией, имеющими идеологические и иные расхождения с «христианской Европой», в которую так стремится «единоверная Грузия», разделяющая ее «ценности».

Все это, конечно, дешевая болтовня, однако не безобидная, поскольку с болтовни такого пошиба и начинаются серьезные разногласия между странами. И непременно находится третья сторона, подогревающая даже еще не начавшуюся ссору. Так, армянское издание Aysor поспешило разместить статью под весьма красноречивым заголовком «Азербайджан утрачивает контроль над Грузией», которая, как сказано уже в тексте, пытается «избавиться от турецко-азербайджанских «братских объятий».

Упомянута и история с памятником. С этим и другими «эпизодами» армянское издание ловко увязало пересмотр Азербайджаном газового тарифа для Грузии, что дало возможность Баку «поразить несколько зайцев». То есть, во-первых, «освободиться от бремени снабжения Грузии дешевым газом, который, кстати, закупается у России. Во-вторых, больно ударить по грузинской экономике, которая начинает примерять лавры лидерства в регионе на себя и перетягивает на свое поле внушительную долю азербайджанского частного капитала. В-третьих, попробовать компенсировать утрату своего экономического влияния в Грузии в условиях, когда та вроде бы успешно завершает переговоры с Россией по разблокировке транзитных путей через Абхазию и Южную Осетию».

Ну и четвертый мотив «злокозненного» Азербайджана — «Просто по-житейски отомстить тбилисским властям за «благоволение» к армянам и ведение сбалансированной равноудаленной внешней политики с субъектами арцахского (карабахского) противостояния».

Словом, каких только «знаний» не наберешься на почве подорожания азербайджанского газа для Грузии и намерения последней импортировать небольшое количество топлива из России. Тут стоит напомнить, что регион Южного Кавказа очень невелик, и его способны полностью поджечь любые провокации, что доказано новейшей историей, из которой «горячие кавказцы» так и не сделали правильных выводов. Собственно, что не дает покоя тем силам в Грузии, которые истерят по поводу импорта газа из России — ведь страна активно торгует с северным соседом, ввела для граждан РФ безвизовый режим и создала все условия для развития у себя российского, в том числе государственного бизнеса?

И что не дает покоя Армении, которая пытается навести тень на плетень в грузино-азербайджанских отношениях? Пожалуй, в имеющейся ситуации, то есть попытке дестабилизировать, а не объединить государства маленького, но стратегически важного и сильно уязвимого региона, достойнее всего пока видится только поведение Баку, если за ним не стоят «особые соображения», прикрываемые иллюзией политической выдержки.

В то время как в Тбилиси шумят, в Ереване — «злопыхают», а в Баку — раздумывают, в выигрыше остается только Москва, не чуждая практике «разделяй и властвуй». Собственно, ей даже не надо прилагать к этому усилий — «гордые», но недальновидные кавказцы сделают это «черное дело» вместо нее. А «полчашки» российского газа дополнительно потечет если не в Грузию, так в Азербайджан, Турцию, Европу или Китай — да и какая разница, куда. А вот чужое влияние укоренится там, где нет стабильности.