Posted 21 февраля 2019, 19:46

Published 21 февраля 2019, 19:46

Modified 30 марта, 17:28

Updated 30 марта, 17:28

«Плевать в этой ООН хотели на Украину»

21 февраля 2019, 19:46
Реакция граждан на речь своего лидера, президента Порошенко, на Генассамблее Организации Объединенных Наций оказалась неоднозначной.

В российских теленовостях яростно критикуют «ястребиное» выступление Петра Порошенко на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В украинском же телевизоре — все как-то «пополам». Кроме подозрений в саморекламе и в «потворстве США», эксперты находят в его речи кое-что новенькое и полезное для Украины. В защиту своего президента украинские журналисты отметили, что 20 февраля аплодировали не только российскому лидеру Владимиру Путину во время оглашения его послания Федеральному собранию, — речь Порошенко в Америке также, аж четыре раза, прерывали рукоплесканиями.

Впрочем, в силу чрезвычайной перегруженности информацией политического характера, повального интереса к заседанию в ООН у украинцев нет. Хотя впервые дебаты в уважаемой организации были целиком посвящены конкретно ситуации «на временно оккупированных территориях Украины». Часть населения даже не в курсе, что их активный руководитель там выступал (ведь он, вроде бы, вот только что в Мюнхене вещал!). Более того, многие СМИ не сочли эту новость достойной топ-места на своих страницах!

— Правда? И что? Сказал чего-нибудь свежего? Или снова бла-бла-бла — война, бла-бла-бла — Россия нападет, бла-бла-бла — давайте санкции?

— Ну-у, да-а-а. В принципе, все в этом ключе, но с какими-то странными интонациями и с непонятным налетом новизны.

Скепсис вполне объясним, ведь украинцам уже несколько лет ежедневно в уши вкладывают мысль, что весь прогрессивный мир их поддерживает, а Россию осуждает и наказывает. И вот еще чуть-чуть, совсем немного, самую малость подождать осталось — чтобы милитарист и агрессор опомнился и начал просить пощады. (Впрочем, сколько раз уже на российском ТВ Украина должна была «вот-вот развалиться»?). Ключевое слово — санкции. Сколько их уже было: отдельные по отраслям, торговые по видам товара, персональные по личностям, энергетические, банковские, тематическими пакетами, типа «Азовского»! По идее, если предположить, что они работают — уже рухнула бы любая, даже самая эффективная экономика. Однако, видимо, еще одной принципиальной позицией должно быть слово — «работают».

Вообще-то сомнений в вине РФ перед Украиной у жителей страны практически нет, но эйфория улетучилась, и сомнения в искренности помощи Запада все чаще закрадываются. О санкциях много говорят, но не более того. Европейские страны соглашаются их ввести достаточно «теоретически», и лишь в том случае, если они выгодны им самим. Яркий пример — поддержка Германией, и не только ею, СП-2.

«Заседания в ООН — это сплошная показуха, политическое шоу для дипломатов и членов их семей. Реальные решения принимаются не там, — прокомментировал каналу „112 Украина“ выступление украинского лидера международный обозреватель Иван Яковина. — О каких санкциях может идти речь в стенах этой организации? Там всем наплевать на Украину. Порошенко мог бы и не выступать». По мнению эксперта, единственная действенная организация, которой под силу решить украинский вопрос — это НАТО.

Теперь, собственно, о выступлении украинского президента. Оно хотя и длилось почти час, тезисов, несущих конкретную информацию, можно выделить лишь несколько.

Россия снова собирается напасть на Украину

Агрессивные намерения Кремля Порошенко подтвердил данными о российской военной мощи в регионе. Так, по его словам, в Донбассе сейчас находятся 35 тысяч боевиков и 2,1 тысячи российских военных, а всего вдоль российско-украинской границы — от Брянской области до Приднестровья — более 87 тысяч военнослужащих армии РФ.

Кстати, подобные цифры из уст президента слышать весьма интересно, поскольку получается, что 2 тысячи россиян и 35 тысяч местных сепаратистов в Донбассе успешно осуществляют оккупацию этого региона. Но главное даже не в этом, а в том, что приведенные Порошенко данные не подтверждают, а опровергают, с точки зрения некоторых оппозиционных критиков, его же тезис о готовящемся наступлении России. 37 тысяч ударной группировки на Донбассе, безусловно, могут впечатлить, например, эстонцев, но украинцы-то знают, что группировка ВСУ в этом регионе составляет 60 тысяч. Да, есть еще (вроде бы) 87 тысяч русских военных вдоль украинской границы, но украинская армия — это 200 тысяч. Конечно, Россия при мобилизации может создать и троекратный перевес, но наступать в описанной Порошенко ситуации может только сумасшедший, пишет издание «Страна».

Однако подобная критика, пожалуй, — исключение. В большинстве украинских настроений царит согласие по этому вопросу с президентом: от РФ можно ожидать самых агрессивных действий. Дескать, даже если это не абсолютная правда — то совсем чуть-чуть.

Предложил создать новую структуру по Донбассу

Кроме просьбы оказать давление на РФ, Порошенко настаивает перед подготовкой ввода миротворцев прислать неких «технических специалистов». «Техническая оценочная миссия, которую генеральный секретарь ООН мог бы направить на Донбасс для разработки соответствующих вариантов, безусловно, помогла бы этому обсуждению», — отметил президент.

Порошенко в очередной раз подчеркнул, что для Украины принципиальным является любое решение о создании миротворческой операции на Донбассе при обязательном условии распространения ее мандата на всю «оккупированную» территорию, включая границу, и предусматривающее вывод российских войск с территории Украины, а также роспуск всех незаконных органов и структур. Глава украинского МИД Павел Климкин дополнил в интервью журналистам пожелания своего патрона. Кроме всего прочего, Украина ждет от Запада временный управленческий аппарат, который обеспечит порядок и выполнение договоренностей на территории Донбасса в переходный период.

Лишить РФ права «вето»

Самым обсуждаемым и одновременно самым противоречивым тезисом выступления главы Украины стало предложение лишить Россию привилегии по блокированию голосования в Совбезе ООН. Президент напомнил, что в 2014 году в ответ на добрую волю одна из подписантов Будапештского меморандума — Российская Федерация — «вонзила нам нож в спину». Порошенко считает, что пришла пора лишить РФ права вето.

Докладчик спросил, что же может сделать международное сообщество в отношении России? И сам же ответил: «Например, в 1939 году за свое агрессивное поведение Москва была исключена из Лиги наций — правильный и оправданный ход. Возможно, пришло время поставить Россию на место — начать с права вето, во всяком случае, когда речь идет о вопросах российской агрессии против Украины».

Идея, нужно сказать, — не нова, обсуждалась много раз, но всегда заходила в тупик по причине сложного устройства ООН и переплетенных интересов мировых лидеров. Однако на этот раз за нее ухватились. Председатель запрещенного в РФ Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров подчеркнул в интервью одному из украинских телеканалов, что если Российскую Федерацию не лишить права вето в Совете безопасности ООН, «эта организация станет ни на что не способна».

Однако большинство экспертов считают попытки отобрать «вето» у России бесполезной болтовней, обреченной на провал, и предлагают искать другие пути для решения проблем Юго-Востока Украины.

В общем, «кровавых» заголовков много, будет ли практический эффект от выступления в ООН — непонятно. Есть подозрения, что вряд ли. Однако политтехнологи, обсуждая выступление украинского лидера, начали усматривать в приемах Порошенко сходство с методами его более опытного коллеги из РФ. «У нас уже появились собственные „скрепы“, своя архаика и постоянная игра на общественных страхах, — отмечает политолог Юрий Романенко в чате „Главреда“. — Президент Украины Петр Порошенко фактически воспроизводит в Украине путинскую модель государства».

Эта мысль понравилась пользователям соцсетей, и они начали приводить примеры поведения президента, когда он объединяет разные понятия в одно и пользуется лозунгом: государство — это я.

Валентин Корж, Днепр, Украина

Подпишитесь