Posted 8 февраля 2019,, 08:20

Published 8 февраля 2019,, 08:20

Modified 31 января, 22:02

Updated 31 января, 22:02

В Таджикистане даже летучим мышам не дают спать спокойно

8 февраля 2019, 08:20
«Занятными» эпизодами, происходящими в регионе ЦА, впору дополнять фильм Милоша Формана про «полет над гнездом кукушки» или чеховскую «Палату № 6».

Можно ли живущим в Таджикистане известным и не известным широкой общественности людям справлять дни рождения с друзьями? Оказывается, нельзя, даже если торжество проходит в ограниченном кругу. Ну, а если нарушаешь это правило, плати штраф, что и пришлось сделать популярной в Таджикистане певице Фирузе Хафизовой. За удовольствие видеть на дне своего рождения, которое, как известно, бывает только раз в году, нескольких коллег по «цеху», ей пришлось заплатить штраф в 5 тысяч сомов (500 долларов). Причем выплату «мзды» в пользу государства певице присудил районный суд города Душанбе. Потому как она имела право справлять ДР только в кругу семьи и, таким образом, нарушила положение об упорядочении традиций, торжеств и обрядов.

История с проштрафившейся певицей даже попала в новостную программу местного государственного телевидения. В ней было пояснено, что ограничения на гостей введены в интересах таджикских граждан с тем, чтобы помочь им тратить кровные денежки с большей для них пользой. Ранее штраф за «непонимание» собственной пользы и нарушение закона экономии личных средств пришлось платить музыканту и певцу Кадами Курдону — он выложил 300 долларов за то, что выдал гонорар танцовщице на свадьбе собственного сына. Вероятно, таджикские власти далеки от осознания того, что они грубо вмешиваются в личную жизнь граждан республики. То есть нарушают их права.

Защитники этих самых прав, организация Human Rights Watch заявляет в своем отчете об ухудшении положения со свободами в Таджикистане. В частности, местные оппозиционеры преследуются не только на родине, но и за ее пределами. Любое инакомыслие, включая «неправильные» мнения, высказанные в социальных сетях, наказуемо в уголовном порядке. Доступ к популярным соцсетям и новостным сайтам заблокирован. Жесткие ограничения наложены и на внешний вид таджиков: мужчинам запрещено носить бороды длиннее установленных специальной инструкцией, а женщинам — хиджаб. «Государственный стиль» одежды утвержден также для девочек и женщин в возрасте от 7 до 70 лет.

Что уж тут говорить о правах сексуальных меньшинств? Они внесены в специальный реестр «доказанных» геев и лесбиянок — всего 367 человек, и периодически на них устраиваются облавы, хотя свою сексуальную ориентацию они старательно скрывают. Международные организации возмущены, но уполномоченный по правам человека Зариф Ализода на пресс-конференции в Душанбе заявил: этические и моральные нормы таджиков таковы, что власти республики не могут следовать рекомендациям международных организаций, работающих в области защиты прав представителей ЛГБТ-сообщества.

Зато ничего не мешает деятельности мошенников в стране строгих моральных устоев. ЦентрАзия разместила на своем сайте информацию, в некотором роде курьезную, но реально же — довольно устрашающую. В частности, в Таджикистане лули, то есть центрально-азиатские цыгане, придумали новый вид бизнеса — они «делают деньги» на гнездах летучих мышей. За каждое найденное и не поврежденное гнездо местным жителям платят 5 тысяч долларов. За сколько лули перепродают этот товар — неизвестно. А производят из него якобы лекарство против рака. Понятно, какой ажиотаж поднят в этом регионе — его жители охотятся на гнезда, что, утверждают специалисты, может стать причиной уничтожения летучих мышей в Зарафшанской долине.

Но не за всякое гнездо заплатят 5 тысяч «зеленых» — оно должно быть «свеженьким», то есть не старым и не разрушенным, и «правильно закрытым». Впрочем, за бракованное гнездо тоже могут заплатить — но в пять раз меньше. «Бизнесмены» даже демонстрируют «охотникам» фотографии, как должно выглядеть «товарное» гнездо, и как его следует упаковать. Ажиотажный спрос на гнезда летучих мышей (все это напоминает «Полет над гнездом кукушки», то есть обыкновенный дурдом) распространился и на Узбекистан. В Интернете открыта специальная аукцион-страница, где цена за гнездо рукокрылых взлетает аж до 10 тысяч долларов. Мошенничество, незаконный доход? Разумеется. Но в таком случае, куда смотрят правоохранительные органы, увлеченные отловом геев и «неправильно мыслящих» журналистов?

Кстати, об Узбекистане и о морали. Как сообщает информационное агентство «Фергана», госкомитет республики по туризму решил предоставить отелям право отказывать в заселении гражданам, в отношении которых существуют обоснованные подозрения на совершение аморальных действий. Отелям предлагается сообщать о подобных личностях органам внутренних дел.

Тут стоит отметить, что в начале года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев разрешил гостиницам принимать постояльцев вне зависимости от их места жительства (прописки), гражданства, родственных и брачных отношений — раньше такой свободы у них не было. Но зато сейчас под «аморальное поведение» можно подвести кого и что угодно — например, проживающую в одном номере неженатую пару. Потому как расшифровку «аморального поведения» никакие «указивки» не содержат. А вдруг для администратора гостиницы аморален поцелуй или короткая юбка женщины, а то и длинная борода мужчины, не говоря уже о том, что «полиция нравов» в лице сотрудника отеля «догадается», что в номере может произойти интимный контакт проживающих в нем лиц? В общем, что есть аморальность — не уточняется. По идее, громкое сморкание при желании тоже можно отнести к «аморалке».

Говоря о бороде. В Туркмении вновь активизировалась поутихшая было борьба с бородачами, не достигшими сорокалетнего возраста. За растительность на лице они вполне могут загреметь в отделение полиции, как минимум — отделаться штрафом в 100 манатов (по официальному курсу — почти $30). Власти не объясняют, почему они ополчились против молодых бородатых мужчин — видимо, растительность на лице ассоциируется у них с принадлежностью ее владельца к исламистским течениям. Но причем тут тогда возраст? Ведь исповедовать нетрадиционный ислам можно и в 41 год, и в 70 лет.

Вообще жизнь в Туркмении, измотанной бедностью и голодными очередями за продуктами первой необходимости, с каждым днем становится «веселей». Сейчас вот, сообщает «Хроника Туркменистана», появилась новая тенденция — не выпускать из страны граждан, подозреваемых в сотрудничестве с «зарубежными антигосударственными центрами». Невыездными стали и мужчины, и женщины. Прямых обвинений им не предъявляют, но подвергают длительному допросу и обыску в аэропорту. После чего заявляют, что они фигурируют в «черном списке» и покинуть страну больше не смогут. Не выездным приходится удовлетвориться пояснением «человека в штатском», что в последнее время слишком много граждан, выезжающих за рубеж, дают интервью «центрам идеологических диверсий», поэтому спецслужбам поручено выявлять потенциальных «клеветников». По каким признакам их «идентифицируют», не сообщается.

Напомним, ранее в выезде за рубеж в массовом порядке отказывали мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет, но тогда власти объясняли это борьбой с тотальной трудовой миграцией. При этом они не признавали, да и сейчас не признают наличия в стране высокого уровня безработицы. Он станет еще более удручающим, поскольку, по последним данным, в Туркмении ликвидируется Академия наук — республике, богатой природным газом, надо экономить деньги. В состав АН, основанной в 1951 году, затем практически ликвидированной в 1998 году, но восстановленной президентом Гурбангулы Бердымухамедовым в 2009 году, входят 26 научно-исследовательских институтов, государственная служба сейсмологии, высшая аттестационная комиссия, два медицинских исследовательских центра, другие научные учреждения. Понятно, что огромная армия научных и околонаучных сотрудников либо окажется на улице, либо им предложат «зарабатывать самим». Официально ликвидация Академии наук объясняется необходимостью перехода входящих в нее структур на хозрасчет.

Что ж, как утверждают власти, Туркмения «переживает эпоху могущества и счастья». Возможно, для местных «боссов» — так оно и есть. Что же касается науки, достаточно и того, что ее, на личном уровне, продвигает президент Бердымухамедов — стоматолог по образованию, издающий огромное количество своих книг на самые разнообразные темы. Сейчас вот по его научному труду в девяти томах «Лекарственные растения Туркменистана» из растущих на границах республики трав и плодов изготовляют медицинские препараты. Вероятно, этого вполне достаточно для продвижения науки вперед, и никакой академии больше не нужно. Да и бюджету легче.

Еще один оригинальный способ «бюджетного радения» изобретен в гораздо более свободной, чем Туркмения, стране — Киргизии. Пока подаренный Бердымухамедову министерством внутренних дел ахалтекинский жеребенок ржет на конюшне, а президент декламирует членам правительства стихотворение собственного сочинения, посвященное этому благородному животному, нареченному Ровач (в переводе на русский — процветание), в Киргизии на законодательном уровне поощряют стукачество и лоббируют принятие закона о пожизненном содержании государством бывших должностных лиц.

В частности, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков подписал закон о защите граждан, сообщивших о коррупционных сделках. Все бы ничего, если бы таким «честным» людям не выплачивали за их «труды» вознаграждение в размере 30 процентов от суммы обнаруженных незаконных доходов. Действительно, кто ж поделится такой информацией безвозмездно? Только за деньги или из мести.

И еще одно нововведение в Киргизии. Как информирует газета «Вечерний Бишкек», депутат парламента Мирлан Бакиров вынес на общественное обсуждение проект закона «О высших должностных лицах Кыргызской Республики». В нем он предлагает обеспечивать президента, торага (спикер парламента) и премьер-министров «жилыми помещениями, транспортными средствами за счет государства». Кроме того, «они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за действия и бездействия, совершенные ими в период осуществления полномочий, а также задержаны, арестованы, … неприкосновенность высших должностных лиц распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые транспортные средства, средства связи, принадлежащие им архивы, иное имущество, документы, багаж и переписку». Мало того, депутат также уверен в необходимости пожизненного звания экс-президента, экс-торага и экс-премьера с полным пакетом государственного обеспечения из бюджета республики.

По словам политолога Марса Сариева, парламентарий не может не знать, что подобный проект закона вызовет серьезную критику со стороны общественности. Более того, «Его цель … — вызвать раздражение властью у народа. … Такой закон создаст обратный эффект и еще больше усилит внимание общественности к лишению неприкосновенности экс-президента» — он сейчас обсуждается в парламенте.

«Ноша по обеспечению расходов на их охрану и содержание ляжет на республиканский бюджет. И это при том, что у нас целая армия бывших экс-премьеров, помощников и членов их семей. Если обеспечивать их всех, как предлагает Бакиров, никакого бюджета не хватит. Не говоря уже, что без помощи останутся незащищенные слои населения, малоимущие граждане, которым и сейчас порой трудно выбить от государства поддержку. Да и госдолг республики немал, чтобы разбрасываться подобными идеями. Поэтому предлагаемый проект попросту абсурден и непосилен для страны», — сказал Сариев.

На этом «абсурды» в государствах Центральной Азии, конечно же, не закончатся, так что продолжение, надо полагать, следует.

Ирина Джорбенадзе