Posted 4 февраля 2019,, 04:20

Published 4 февраля 2019,, 04:20

Modified 31 января, 21:59

Updated 31 января, 21:59

В Казахстане обирают бедных и нянчатся с богатыми

4 февраля 2019, 04:20
В республике введен налог на лиц, не имеющих постоянной работы, а для состоятельных допоброка не предусмотрено. Опыт соседей «интересен и заразителен».

Власти Казахстана очень «пекутся» о благосостоянии и здоровье самозанятого населения, и с этой целью они ввели для него специальный налог и определили его величину. Этот новый вид государственного побора в республике уже окрестили «налогом на бедность». Впрочем, власти никак не могут согласиться с таким ярлыком. Как сказал президент Нурсултан Назарбаев, уплата единого совокупного платежа (ЕСП) позволит самозанятым участвовать в системе пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Новый закон уже вошел в силу.

Так, по информации пресс-службы Назарбаева, «неформально занятые», то есть перебивающиеся случайными или непостоянными заработками, поскольку стабильной работы для них не нашлось, будут в этом году платить государству 1 МРП, равный 2 525 тенге (433 руб.) — это в столице и в городах республиканского и областного значения. ЕСП в размере 0,5 МРП введен для жителей «населенных пунктов».

По данным министра труда и социальной защиты населения Мадины Абылкасымовой, 16% казахстанцев являются неформально занятыми. По информации из независимых источников, таковых — не менее 25%. Министр полагает, что 800 тысяч из этой «армии» — наемные работники, которые не оформляют трудовые договоры. Но если это так, то ответственность ложится на работодателя, не оформившего работника и укрывающего соответствующий налог. А 588 тысяч, подсчитала она, относятся к самозанятым. И вот «для упрощения деятельности неформально занятых предлагается ввести единый совокупный налог». А, по сути, сделает эту категорию лиц еще беднее, но зато пополнит казну.

Сумма ЕСП распределяется так: 10% — это индивидуальный подоходный налог, 20% отходит фонду социального медицинского страхования, 30% приходится на пенсионные выплаты, а 40% получает фонд обязательного медицинского страхования. При этом если самозанятый (а вдруг повезет!) заработает за календарный год более 100 минимальных ежемесячных зарплат, для него будет действовать имеющийся порядок уплаты налогов и платежей.

Но кто есть самозанятые в Казахстане? Это сезонные рабочие, няни, домработницы, крестьяне, продающие свою продукцию, так сказать, «по мелочам». Они должны помочь государству деньгами — из последних грошей, добываемых не регулярно и тяжким трудом. Целесообразнее было бы ввести «налог на богатых» по прогрессивной шкале доходов, но, видимо, в Казахстане с ними нянчатся, поскольку деньги, вернее, большая масса их обладателя, определяет политическое влияние, способное формировать определенные настроения в обществе. В общем, проще (пока!) «подоить» бедноту. А для бизнеса ввести налоговую амнистию — по распоряжению президента Назарбаева, она охватила более 90 тысяч предпринимателей, задолжавших государству 340 миллиардов тенге. Оно обязалось списать бизнесу все пени и штрафы, если тот погасит основной долг до 31 декабря 2019 года.

Ну, а самозанятой бедноте, если она не станет делиться ЕСП с государством, ничего не перепадет от «щедрот» обязательного социально-медицинского страхования (ОСМС). Zakon.kz цитирует министра здравоохранения Елжана Биртанова, заявившего: «Заплатил — попал в систему, не заплатил — услуги, входящие в ОСМС, он получать не сможет».

Но как в таком случае быть человеку, не имеющему постоянного заработка и перебивающемуся временным, или вовсе не имеющим такового: ведь сколько угодно можно кричать о крайне низком уровне безработицы в Казахстане, но реально от этого новые рабочие места не появляются — в особенности для «предпенсионеров» в условиях повышения пенсионного возраста. Или, скажем, для домохозяек.

Что ж, такой категории людей остается молиться, чтоб не заболеть, поскольку ей не светит от системы казахстанского здравоохранения ничего, кроме тех крох, которые даст так называемый «гарантированный объем бесплатной медпомощи» (ГОБМП). Она включает первичную медико-санитарную помощь, наблюдение за беременными, патронаж детей, наблюдение хронических больных (25 групп заболеваний). А также мониторинг лиц, страдающих «социально значимыми» заболеваниями: туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, психическими расстройствами, злокачественными новообразованиями. Помощь получат также лица, попавшие под категорию «экстренных показаний» и те, кто «представляют опасность для окружающих». В каком объеме она будет оказана тем, кто не платит «налог на бедность», пока не уточняется.

Тут стоит подчеркнуть, что богатый нефтью и газом Казахстан, на фоне своих соседей по Центральной Азии, благоденствует, и в своем отчете за прошлый год министерство экономики бодро отрапортовало об успехах республики. В частности, рост ВВП составил 4,1%, а инвестиций в основной капитал —17,2%. Увеличились объемы производства едва ли не во всех отраслях: в горнодобывающей и разработке карьеров — на 4,6%, в обрабатывающей промышленности — на 4%, в строительстве — на 4,1% и т. д. Не отстают и различные отрасли сельского хозяйства, электроснабжения и прочие. Внешнеторговый оборот страны возрос более чем на 20% и превысил 84,3 миллиарда долларов.

Но цены продолжают расти: на продовольственные товары они подскочили на 5,1%, на непродовольственные — на 6,4%; на услуги для населения — на 4,5%. Но, если верить министерству экономики, доходы населения растут, и в конце прошлого года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 174 643 тенге (30 тыс. руб.) при официальной средней величине прожиточного минимума 26 440 тенге. При этом те, кого министерство считает безработными, составляют всего 4,9%. Просто завидная жизнь — что для туркменов с их голодными очередями, что для таджиков! Вся эта официальная цифирь как-то не вяжется с острой необходимостью введения «налога на бедность» и прижимистостью государства в оказании бесплатных медицинских услуг тем, кто не способен их оплатить.

Ирина Джорбенадзе