Posted 17 января 2019, 15:25
Published 17 января 2019, 15:25
Modified 30 марта, 17:43
Updated 30 марта, 17:43
США приостановят выполнение своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в феврале, заявляет замгоссекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон. Это практически неизбежно, хотя Вашингтон и демонстрирует, что якобы готов отказаться от этого решения, если Россия предоставит в ближайшее время доказательств выполнения соглашения.
По словам Томсон, « мы приостановим наши обязательства со 2 февраля до тех пор, пока Россия не вернется к выполнению соглашения». При этом она подчеркнула, что на данном этапе речь идет только о приостановке, хотя в будущем нельзя исключать, что договор и вовсе утратит свою силу.
Как заявляла ранее, например, постпред США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон, после приостановки обязательств США по ДРСМД у РФ останется еще полгода, чтобы доказать выполнение договора до полного выхода из него Вашингтона.
У США, по сути, только одно требование к России, зато радикальное — проверяемое уничтожение ракеты 9М729 (SSC-Х-8) или модификация ее систем так, чтобы дальность полета не превышала 500 км, которые прописаны в ДРСМД. 9М729 — это крылатая ракета наземного базирования, как считают на Западе — аналог «морской» ракеты «Калибр», при помощи которой Россия наносила удары по целям в Сирии из акватории Каспийского моря.
Свою позицию американцы жестко обозначили в очередной раз 15 января в Женеве, где прошли межведомственные российско-американские консультации по «ракетному» договору. Но договориться не удалось, США выразили разочарование итогами встречи, равно как и МИД России, который «констатировал отсутствие продвижения» в этом спорном вопросе.
Тут стоит отметить, что у этого договора всего две стороны — его подписывали только США и СССР, правопреемницей которого выступает Россия. Нарушение договора любой из сторон делает его, соответственно, бессмысленным. Однако не только американцы считают, что россияне нарушили договор, разработав и испытав новую ракету 9М729, но и у Москвы есть ответные претензии.
По словам замминистра иностранных дел РФ Андрея Рябкова, Россия готова была бы обсуждать выполнение американских требований при условии встречной открытости США. Российские претензии касаются использования ракет-мишеней, урегулирования проблемы ударных беспилотников и ситуации с возможным применением универсальных пусковых установок МК41 на суше в Европе для запусков не только ракет-перехватчиков системы ПРО, но и крылатых ракет. Американцы же и на встрече в Женеве, и на других переговорах по этой теме в принципе не готовы даже обсуждать российские ответные требования.
В Москве в ответ на это говорят, что вообще не считают, что претензии США обоснованы. По словам, например, по словам секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, дальность полета ракеты 9М729 на испытаниях не превысила 476 километров при допустимых 500, и неважно, что американцам кажется, что потенциал ракеты позволяет летать ей заметно дальше.
«Мы договор выполняем в полном объеме, без изъятий, без исключений, без отклонений от требований, наша система 9М729 никогда не испытывалась на дальность, запрещенную договором, — вторит Патрушеву и замглавы МИД России Андрей Рябков. — Мы не видим других причин, по которым бы США предъявляли бы нам претензии в отношении договора, а конкретно по этой системе США оказались неспособны предоставить нам предметную конкретную информацию о том, по какой причине они сделали вывод, что эта ракета не соответствует требованиям договора».
Эти противоречия в заявляемых позициях позволяют сказать, что ситуация тупиковая — так что ДРСМД (что практически гарантировано) прекратит свое действие еще до конца 2019 года. И миру, в первую очередь, европейским союзникам США по НАТО, надо начинать к этому готовиться. Именно они окажутся, скорее всего, под прицелом новых российских ракет, дальность полета которых, в случае разрыва договора, будет позволять накрыть любую точку на европейском континенте. Так что новая гонка вооружений в Европе будет практически неизбежна. И мир, очевидно, от этих новых противоречий безопаснее не станет.
Иван Преображенский