Posted 16 января 2019, 14:57
Published 16 января 2019, 14:57
Modified 30 марта, 17:45
Updated 30 марта, 17:45
Британский парламент рекордным большинством голосов (430 против 202) отклонил план по выходу страны из состава единой Европы, ранее согласованный кабинетом министров с Европейским Союзом. Против правительства Терезы Мэй объединились радикально противоположные по своим политическим убеждениям и отношению к Brexit силы.
За решение провалить компромиссный план проголосовали как сторонники проведения нового референдума ради сохранения страны в ЕС, так и противники мягких, согласованных с континентальными странами, вариантов выхода из Евросоюза. Теперь эта «широкая коалиция», окрыленная первым успехом, хочет попробовать и вовсе свалить правительство Терезы Мэй и добиться новых парламентских выборов.
Между тем на континенте демонстрируют усталость от политической неопределенности в Великобритании всего за пару месяцев до того, как она должна, в соответствии с европейским законодательством и достигнутыми соглашениями, покинуть Европейский Союз (это должно произойти в 23:00 по Гринвичу 29 марта 2019 года).
«Если сделка невозможна, и никто не хочет Brexit без соглашения, тогда у кого хватит смелости сказать, каким будет единственно возможное позитивное решение?», — задал отнюдь не риторический вопрос в своем Twitter председатель Евросовета Дональд Туск. И сам же на него ответил, предположив, что у Великобритании просто не остается теперь другого выбора, иначе как остаться в составе Евросоюза, раз уж ее парламент отверг предложенный премьер-министром вариант соглашения с ЕС.
Впрочем, заявления Туска — это скорее благое пожелание, которому вряд ли суждено сбыться. После того, как договор с Евросоюзом не был согласован парламентом, новый никто за оставшиеся до Brexit недели согласовать не успеет. Не получится также принять и законного решения о сохранении страны в ЕС — ведь выйти решили на референдуме и чтобы это оспорить, нужен, как минимум еще один (при этом новый плебисцит многие считают недопустимым «разрушением демократии»).
Соответственно, вопреки тому, что написал Туск, выбор делается вовсе не между выходом из Евросоюза или сохранении в нем Великобритании. Речь идет о мягком варианте Brexit, который парламентом был отклонен и так называемом «жестком». Последний предусматривает выход из ЕС без всяких предварительных договоренностей. На практике это означает взаимное требование виз, проблемы для проживающих в Великобритании граждан стран континентальной Европы и, кстати, — для британцев, живущих в остальной части ЕС, хоть их и значительно меньше, чем, например, одних только поляков на Британских островах.
Но в самом сложном положении окажется независимое государство Ирландия, остающееся в составе Евросоюза. Оно потеряет свободную связь с входящей в состав Великобритании Северной Ирландией. Ирландское правительство, в связи с решением британского парламента, даже приняло специальное заявление, в котором выразило «сожаление результатом голосования в Вестминстере» и сообщило, что «жесткий Brexit станет плохим исходом для всех, и не только для Северной Ирландии». Документ содержит призыв к правящим слоям Великобритании «избежать „жесткого“ выхода».
Ирландский кабинет министров призывает бывшую метрополию, из-за которой ирландский народ был расколот на две части, «огласить предложения относительно того, как выйти из создавшегося положения наиболее срочным образом». Официальный Дублин также призывает Лондон все же провести новые «консультации с партнерами по ЕС и выяснить, какие шаги следует предпринять для того, чтобы продвигаться далее».
При этом в заявлении одновременно отмечается, что повторные переговоры по соглашению по выходу Великобритании уже невозможны. Правительство Ирландии, в отличие от Дональда Туска, считает, таким образом, что лучшим путем стала бы повторная и на этот раз успешная ратификация уже достигнутого с ЕС соглашения.
Возможно ли это? Ясность по этому вопросу, скорее всего, наступит в ближайшие дни. Существует много вариантов развития кризиса: от повторной ратификации, которая, впрочем, вряд ли будет успешной, до новых переговоров, на которые ЕС уже просто не хочет идти, и от «жесткого Brexit», до сохранения Великобритании в составе Евросоюза. Ну, а слабость нынешнего правительства консерваторов и возможность досрочных выборов только еще больше все запутывают. Так что с уверенностью предсказать, каким путем пойдут Британские острова, сейчас не возьмется, наверное, никто.
Иван Преображенский