Posted 10 января 2019, 10:15
Published 10 января 2019, 10:15
Modified 30 марта, 17:47
Updated 30 марта, 17:47
Тема возможной передачи Россией Японии Южных Курил во время новогодних каникул неожиданно вновь вышла в разряд топовых. Слухи, дополненные невразумительными комментариями, подогрели ажиотаж в СМИ. Возбуждение передалось и Госдуме — депутат от ЛДПР Сергей Иванов даже внес в четверг законопроект, предусматривающий «запрет на отторжение от России Курильских островов».
Напомним, что и президент РФ Владимир Путин, и официальные представители российского МИДа все последние месяцы делали на этот счет достаточно противоречивые заявления. С одной стороны, говорилось, что «мы территориями не торгуем», а с другой, что Российская Федерация не отвергает советско-японскую Декларацию 1956 года, согласно которой СССР соглашался после заключения мирного договора на передачу Японии двух из четырех спорных территорий — Шикотана и Хабомаи.
Как известно, мирный договор между двумя нашими странами до сих пор не заключен, а позиция японского руководства состоит в том, что он может быть подписан только в обмен на острова.
В среду, первый рабочий день после новогодних каникул, в МИД РФ был вызван японский посол. Там ему заявили, что последние высказывания руководства Японии «грубо искажают» суть договоренностей лидеров России и Японии об ускорении переговорного процесса на основе Совместной декларации 1956 года и дезориентируют общественность двух стран. Речь очевидно идет о премьер-министре Японии Синдзо Абэ, который в начале января пообещал, что не будет «переселять» россиян с Курил после передачи островов Японии.
В Токио на вызов посла отреагировали с нехарактерной для восточной дипломатии прямолинейностью — там заявили, что продолжат «упорно вести переговоры» с Россией, не отказываясь от своей позиции.
Напомним также, что одной из официальных и регулярно озвучиваемых российской стороной причин, препятствующих передаче Японии спорных островов, в РФ считают угрозу размещения там американской военной базы. Между тем командующий американской военной группировкой в Японии генерал-лейтенант Джерри Мартинес на недавней пресс-конференции в Токио заявил, что в случае передачи этих островов японской стороне, американские войска размещены там не будут. «На данном этапе таких планов нет», — уточнил он.
О причинах информационной волны вокруг Южных Курил обозревателю «Росбалта» рассказал вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин.
— Чем вы объясняете внезапно возникшую шумиху вокруг Курил?
— Нужно понимать, что эта тема — инициатива Японии. В разрешении этой проблемы заинтересован, прежде всего, лично премьер-министр Синдзо Абэ, который недавно на могиле своего отца Синтаро Абэ, министра иностранных дел Японии в 1982-86 годах, поклялся разрешить проблему «северных территорий».
— Но тут мы неожиданно увидели и обещание американцев не размещать свои войска на этих островах, если они перейдут под контроль Японии. Раньше этого не было. Как вы это истолкуете?
— Никаких обещаний они не давали. Было устное заявление командующего американской группировкой в Японии Джерри Мартинеса, который подчеркнул, что «на данном этапе таких планов нет». Американцы сказали лишь, что «пока» не будут размещать там войска. А у нас после праздников уже пишут, что американцы дали «обязательство» не размещать там свои войска. Но слово «пока» обязательством не является.
Другой аспект этой проблемы состоит в том, я вообще не думаю, что американцы готовы что-то размещать и мерзнуть на необитаемых островах Хабомаи или даже на обитаемом Шикотане. Что там можно разместить? Разве что взвод солдат… Американским налогоплательщикам это обойдется в круглую сумму, но главное — смысл. Зачем?
Я напомню, что японцы не считают Шикотан и Хабомаи Курилами. По их мнению, это продолжение самого северного японского острова Хоккайдо. Но я что-то не вижу большой американской базы на том же Хоккайдо. Если бы американцы хотели разместить что-то серьезное, то они, конечно бы выбрали этот остров, второй по величине в японском архипелаге.
Во-вторых, у меня ощущение, что тут идет определенная игра. Синдзо Абэ заявил, что сделает все от него зависящее, чтобы вернуть эти острова. То есть он думает об истории. Другая сторона этого вопроса — политическая. Абэ думает о предстоящих выборах в парламент, о своем преемнике. Ему, конечно, хочется уйти, имея высокий рейтинг. С другой стороны, японское общество уже устало от десятилетий обсуждения этого вопроса, оно готово согласиться на такой вариант, чтобы получить Хабомаи и Шикотан, а насчет двух других спорных островов получить хоть какие-то обещания.
— Что хочет в этой ситуации официальная Россия?
— Россия хочет изменения позиции Японии в G7. «Большая семерка», напомню, сейчас едина в отношении антироссийских санкций. Москва хочет, чтобы американцы там не доминировали, чтобы кто-то там мог сказать «нет».
Другое дело, что россияне, как показывают все опросы общественного мнения, не готовы отдавать за это острова.
— Россияне — это понятно. А российское руководство готово?
— Оно, возможно, и готово, но в обмен на то, на что не готово пойти уже руководство Японии.
— Что вы имеете в виду?
— Я напомню, что советско-японская Декларация 1956 года не подразумевала никаких специальных условий передачи японцам Шикотана и Хабомаи. Но негласно такие условия были. Главным из них было требование отказа Токио от военного сотрудничества с Вашингтоном. Но в Токио в 1960 году заключили договор с Вашингтоном, предусматривающий военное присутствие США в Японии. СССР после этого отреагировал очень резко, по сути, дезавуировав советско-японскую Декларацию 1956 года.
Сегодня Россия хочет от Японии явно чего-то большего, чем неразмещение американских подразделений на Шикотане и Хабомаи. Москва хотела бы серьезно снизить роль США в регионе. Но на это вряд ли пойдет Токио.
Так что те сигналы, которые идут из Японии в Россию по этой теме, для Москвы сегодня вряд ли достаточны. Например, Абэ заявил, что его страна не будет требовать от Российской Федерации компенсации для бывших жителей этих островов, выселенных с них советской стороной после 1945 года. Так Россия и не собиралась этого делать…
У меня ощущение, что Россия, предложив Японии тему островов, хотела бы внести раскол в «большую семерку», с тем, чтобы Токио дистанцировался от Вашингтона, чтобы японцы потребовали от американцев дать письменные гарантии неразмещения своих войск на спорных островах и уменьшили их присутствие на Окинаве. Но американцы этого не любят. То есть, такое ощущение, что эта тема — игра против Америки.
— Таким образом, насколько я вас понимаю, на деле передача даже двух островов Японии сегодня вещь крайне маловероятная?
— Да. Кроме того, тут ведь не надо забывать, что при подобной постановке вопроса, согласно российскому законодательству, на этих островах надо будет провести референдум. А как обеспечить на нем большинство? Вероятно, этого никто сегодня не знает.
Я просто напомню, что даже тот же ставленник Москвы на недавних выборах губернатора Приморья — Олег Кожемяко — победил исключительно на теме регионального патриотизма. В ходе своей избирательной кампании он ругал москвичей, агитировал «За наше Приморье» и так далее. Плюс, протестные настроения на Дальнем Востоке очень велики. И в этой ситуации, в особенности, на фоне пенсионной реформы, еще что-то отдавать?.. Думаю, что это очень сомнительно.
Беседовал Александр Желенин