Posted 6 декабря 2018, 15:45
Published 6 декабря 2018, 15:45
Modified 30 марта, 18:00
Updated 30 марта, 18:00
ВМС США перебрасывают в Черном море дополнительные силы. Как сообщает телеканал СNN, Пентагон уже мог информировать о таких намерения Турцию, которая остается союзником Соединенных Штатов по НАТО. Впрочем, дружба в рамках Североатлантического Альянса серьезно охладела, и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган теперь предпочитает демонстративно дружить с Москвой, договариваясь о закупке российского вооружения, в том числе зенитно-ракетных комплексов С-400.
Параллельно с этим США проводят демонстрацию силы и в других регионах мира. В частности, резкую реакцию РФ вызвало прохождение ракетного эсминца McCampbell в непосредственной близости от базы российского Тихоокеанского флота в заливе Петра Великого. В Вашингтоне после этого заявили, такой маршрут был избран для того, чтобы «бросить вызов чрезмерным морским претензиям России и поддержать права, свободы и законное использование моря, которое находится в распоряжении США и других стран».
Прямую связь этого демарша с событиями в Керченском проливе и Азовском море американские представители, впрочем, отрицают, хотя нет никаких сомнений, что именно задержание российским пограничниками трех украинских кораблей и их экипажей как раз и стало поводом для данной «демонстрации силы».
Стоит напомнить, что три корабля ВМС Украины были задержаны российскими пограничниками в Керченском проливе, по российской версии, за незаконное провокационное пересечение ее государственной морской границы. Украинские власти считают, что действовали в рамках международного права и двустороннего договора о судоходстве в Азовском море и Керченском проливе. В свою очередь США, ЕС и их союзники по НАТО требуют от России вернуть Украине задержанные корабли и их экипажи. В противном случае ей угрожают дополнительными санкциями.
В целом очевидно, что идет речь о серьезном обострении именно морского противостояния, в первую очередь даже не в Азовском море, которое Россия вполне контролирует, а в Черном.
«Мы регулярно проводим операции по укреплению безопасности и стабильности во всем районе действий Шестого флота США, включая международные воды и воздушное пространство Черного моря. Мы оставляем за собой право свободно действовать в соответствии с международными законами и нормами», — заявил CNN официальный представитель американских ВМС.
Однако одними Россией и США дело явно не ограничится, поскольку речь идет о черноморском бассейне, являющемся точкой пересечения интересов многих стран. Во-первых, здесь есть европейские союзники США по НАТО — Румыния и Болгария. Естественно, в стороне от любого конфликта не останется и Украина, с действий которой новая эскалация сейчас и началась. Отдельная история — это Грузия, которая в военном плане относится скорее к оппонентам России и заметно озабочена происходящим, поскольку опасается, что вслед за Украиной станет жертвой российского давления на море. И, надо заметить, в этой ситуации никто грузинам, скорее всего, не поможет. Максимум, реакция будет на уровне деклараций, как сейчас в случае с Украиной.
Но украинская экономика не так зависима от экспорта через Азовское море, как Грузия —через Черное. Даже если речь пойдет не о давлении России, а просто о конфликте, который затруднит работу грузового морского транспорта, это уже станет мощным ударом по грузинской экономике.
Наконец, отдельная история — это Турция, вторая в регионе страна после России (а может, даже первая, с учетом контроля над Босфором). Она и союзница США по НАТО, и дружит сейчас с Москвой. А также претендует на роль покровителя Грузии и активное участие в украинской экономике. Именно от позиции Анкары сейчас во многом зависит спокойствие на Черном море, при этом она пытается усидеть между двух стульев, не поссорившись ни с Москвой, ни с Вашингтоном.
Для России, надо сказать, уверенный переход Турции в этом споре на сторону США будет означать фактическую потерю большей акватории Черного моря, которую она просто не сможет контролировать при наличии там значительных сил американского флота. В то же время, туркам вряд ли хочется, чтобы у них по соседству начался реальный военный конфликт, причем высокой интенсивности, да еще и с участием ведущих военных держав мира. Так что в сложившихся условиях остается лишь ждать, сумеет ли Эрдоган сохранить мир в регионе. Ведь объективно это во многом теперь зависит от поведения турецких властей.
Иван Преображенский