Posted 22 октября 2018,, 11:20

Published 22 октября 2018,, 11:20

Modified 30 марта, 18:24

Updated 30 марта, 18:24

«Першинги» снова в Европе?

22 октября 2018, 11:20
Отказ от договора по РСМД хоронит последние идеалы тех, кто верил, что мир может держаться на балансе между доброй волей и испугом.

В начале восьмидесятых годов прошлого века каждый советский школьник знал имя американского генерала времен Первой мировой войны Джона Першинга. Все дело в том, что в США его именем назвали ракету средней дальности, которую Советский Союз счел чуть ли не главной угрозой своему существованию и начал против нее массированную пропагандистскую компанию.

Лозунги про «американских империалистов», наращивающих гонку вооружений, не сходили с плакатов и страниц газет. Гонка действительно шла — Советский Союз при Леониде Брежневе выполнил обещание его предшественника Никиты Хрущева «делать ракеты как сосиски» и в середине 1970-х годов начал массово производить и ставить на боевое дежурство ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (он же «Пионер», по натовской классификации SS-20) с максимальной дальностью 4300 км. Не отставали и «империалисты» — НАТО развернуло в Западной Европе баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые «Томагавки» наземного базирования.

В условиях уже достигнутого к этому времени паритета по стратегическим ракетам межконтинентальной дальности, «холодная война» получила резкий толчок. В итоге сотни «небольших» ракет с ядерными боеголовками малой мощности, которыми была буквально утыкана граница между двумя враждебными военными боками, начали нервировать политиков и на Западе, и на Востоке.

После того, как в СССР пришел к власти Михаил Горбачев, провозгласивший курс на «новое политическое мышление», подразумевавшее отказ от гонки вооружений, разрядку и прекращение «холодной войны», эту проблему удалось решить, как тогда казалось, навсегда.

8 декабря 1987 года в Вашингтоне Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД). По его условиям две сверхдержавы обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем.

В итоге СССР отказался от ракет «Пионер», крылатых ракет наземного базирования РК-55, оперативно-тактических комплексов «Темп» и «Ока». США ликвидировали ракеты «Першинг-2», «Першинг-1А» и «Томагавки» наземного базирования. Договор был полностью выполнен к июлю 1991 года — СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США — 846 комплексов.

«Третьей мировой войны пока не будет — коммунисты и капиталисты научились договариваться друг с другом» — так в мире расценили подписание этого соглашения. Договор о РСМД стал важной частью системы международной безопасности, наряду с договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Эта система начала рушиться в декабре 2001 года, когда президент США Джордж Буш-младший, несмотря на резкие протесты Москвы, разорвал договор о ПРО. С тех пор военное противостояние уже Российской Федерации с Западом вновь начало набирать обороты.

В 2015 году, когда Москва официально сообщила о приостановке действия еще одного важного договора — об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), в МИД РФ дали понять, что процесс выхода России из ряда международных договоров по ключевым вопросам ядерного сдерживания может быть продолжен. «Если нас считают противниками, то вряд ли получится продолжать сотрудничать, будто ничего не происходит», — заявил тогда директор департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД России Михаил Ульянов.

Однако теперь чрезвычайно резкий шаг делает Вашингтон. Объявить о подготовке к выходу из ДРСМД нынешний президент США Дональд Трамп решил прямо накануне начала визита своего помощника по национальной безопасности Джона Болтона в Москву. Именно этот политик известен как один из наиболее последовательных противников ДРСМД, в нарушении условий которого обе стороны обвиняют друг друга уже не первый год.

США «на протяжении работы двух администраций» пытались вернуть РФ к полному и проверяемому соблюдению договора. «Несмотря на наши возражения, Россия продолжает производить и развертывать запрещенные крылатые ракеты и игнорирует призывы к транспарентности», — цитирует The New York Times неназванный источник в Белом доме.

«Мы категорически не согласны с тем, что Россия нарушает ДРСМД. Россия была и остается приверженной положениям этого договора. Намерение выйти из этого документа, конечно, вызывает обеспокоенность, ибо подобные шаги, будь они предприняты в реальности, сделают мир более опасным», — завил, в свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Впрочем, уже ходит устойчивый слух, что в Москве знали о готовящемся решении Трампа и именно этим и были вызваны ставшие уже знаменитыми слова Владимира Путина о том, что если на Россию нападут, «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут».

При этом в России все эти годы бытовала конспирологическая теория, согласно которой американцы не выполнили условия ДРСМД и не порезали свои ракеты на иголки, как это сделали доверчивые русские, а спрятали их в секретных хранилищах и вот теперь готовы достать как ни в чем не бывало.

Еще одна теория — что американцы намерены разместить ракеты средней дальности в Прибалтике или даже на севере Украины, откуда они смогут долететь до Москвы всего за считаные минуты, что не позволит успеть принять решение об ответном ударе. При этом сторонники такой версии отмечают, что само по себе появление американских ракет на Украине вызовет международный конфликт не меньшей силы, чем Карибский кризис. Впрочем, это не мешает буквально тем же самым людям призывать вновь отправить наши ракеты на Кубу, чтобы «дать американцам по зубам».

Остается надежда, что Трамп в своей манере лишь пугает Москву выходом из ДРСМД, пытаясь склонить ее к уступкам по совсем другим вопросам. Но, так или иначе, можно констатировать, что пошла прахом вся многолетняя работа военных, экспертов, дипломатов и политиков, которые пытались гарантировать безопасное будущее, настроив баланс между национальными и идеологическими амбициями и четким пониманием того, что такое «неприемлемый ущерб». Впереди снова чистый лист, и заполнять его будут люди, которые, как уже видно, не боятся сколь угодно резких движений — не только слов, но и поступков.

Борис Мартынов