Posted 8 октября 2018,, 09:00

Published 8 октября 2018,, 09:00

Modified 31 января, 20:58

Updated 31 января, 20:58

Москва — Ташкент: душевно, но в меру

8 октября 2018, 09:00
Визит Путина в Узбекистан обещает пройти в обстановке взаимопонимания и укрепить отношения, если российский лидер не станет слишком «давить» на Мирзиеева.

Президента России ждут в Ташкенте 18—19 октября. Если визиты высокого ранга вообще можно подразделять на приятные и не очень, есть все основания полагать, что Владимир Путин попадет в комфортную для себя атмосферу и пообщается с президентом Шавкатом Мирзиеевым без холодных «подводных течений». Поскольку его узбекский коллега, пришедший к власти на излете 2016 года, отличается высокой степенью адекватности и предсказуемости, реально ломая политическую «старорежимность» и непоследовательность, которые были характерны для его предшественника — ныне покойного Ислама Каримова. Хотя надо сказать, что последний, при всех его «странностях» и неуживчивости с соседями, сумел, тем не менее, оградить республику от серьезных проблем, связанных с терроризмом.

Однако проблемы эти никуда не делись и в модернизирующемся Узбекистане — их надо решать безотлагательно, что в равной степени отвечает интересам всех государств Центральной Азии и России. И если часть республик ЦА входит в ОДКБ и рассматривается в качестве союзников Москвы, Узбекистан в свое время организацию покинул и возвращаться в нее вроде не собирается. Сейчас он, скорее, рассматривается как близкий партнер РФ. Впрочем, называть можно как угодно — главное, чтобы реакция руководства республики на террористические угрозы была адекватной, «круговой», а она пока видится именно такой.

Кстати, в конце сентября в Узбекистане создали межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Недавно завершились совместные антитеррористические учения вооруженных сил Узбекистана и Таджикистана. Маневры уже названы «историческими», поскольку они стали первыми совместными в истории двух стран. И это можно считать заслугой Мирзиеева, который, придя к власти, срочно стал мириться с соседями по региону. И очень вовремя. Как признал министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо, «террористическая активность приобретает беспрецедентные масштабы, и ни одно государства не может противостоять им в одиночку».

Поистине, это так. Еще раз подчеркнем, что государствам Центральной Азии в борьбе с терроризмом без России не обойтись, являются они или не являются членами одного с ней военного блока. Хотя бы потому, что в рейтинге военных держав Global Fire Power РФ занимает второе, после США, место, и расположена она по соседству с ЦА. На третьем — Китай, который тоже является соседом центрально-азиатского региона. А вот сами государства Центральной Азии в военном отношении выглядят более чем бледно, и лучше всего среди них «смотрится» Узбекистан, занявший в рейтинге из 133 стран 48-ю позицию. Казахстану отведено 55-е место, Туркмении — 86-е. Киргизия и Таджикистан плетутся в самом «хвосте» — 108-е и 112-е места соответственно. Отметим, что Белоруссия тоже предложила Узбекистану свою помощь в борьбе с терроризмом. Как Александр Лукашенко сказал Мирзиееву: «Мы готовы это делать». То есть помогать «в области безопасности, обороны, военно-промышленного комплекса».

Приведем и «знаковое» заявление, сделанного на днях спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым, в соответствии с которым боевики запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» готовятся к дестабилизации внутриполитической обстановки в Центральной Азии. Собственно, это не новость. Но, судя по тому, что о проблеме кричат уже на всех площадках, включая ОДКБ, СНГ и иные, а также в силу того, что значительная часть боевиков является выходцами из республик ЦА и российского Северного Кавказа, угроза латентного терроризма, то есть организации «спящих ячеек» в этих регионах с их расползанием на все постсоветское пространство, становится еще более угрожающей. Это говорит о необходимости введения повышенных мер безопасности на границах Афганистана с государствами ЦА. Регион этот уязвим не только с точки зрения «дырявых» границ и происхождения боевиков, но и наличия проблем в социально-экономической сфере и религиозном образовании — они дают возможность террористам широко развернуться, объединиться и приумножить свои возможности.

То есть угроза возникновение халифата в Центральной Азии почти ни у кого не вызывает сомнения, что особенно актуально для Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и ряда иранских провинций. Прецедент проникновения боевиков в Туркмению уже имел место весной 2015 года, и тогда, при Каримове, Узбекистан отправил свои вооруженные силы на афгано-туркменскую границу. Не обошлось и без вмешательства России. Понятно, однако, что Москву больше устроят превентивные меры, нежели прямое участие в отражении террористической активности боевиков, в том числе, и на своей территории.

Теперь о «деньгах». В рамках визита Путина в Ташкент состоится первый российско-узбекский межрегиональный форум. Готовились к нему всерьез и загодя, что неудивительно: Россия является крупнейшим торговым партнером Узбекистана. В 2017 году объем взаимной торговли приблизился к 5 миллиардам долларов, продемонстрировав рост на 15%. Касается он и узбекского экспорта в РФ. К приезду Путина и проведению форума главы правительств РФ и Узбекистана подтвердили свое намерение развивать промышленно-кооперационные связи между двумя странами, сотрудничество в банковской, энергетической и других областях.

Так, на подходе сооружение российскими специалистами по российскому же проекту атомной электростанции на территории Узбекистана, состоящей из двух энергоблоков мощностью по 1,2 ГВт каждый. Сделка выгодна обеим сторонам: России за строительство станции заплатят (ориентировочно — свыше 10 миллиардов долларов), а Узбекистан увеличит добычу урана, получит дешевую электроэнергию и, к тому же, часть «сырья» для ядерного топлива будет продавать России.
Вообще же российский бизнес, видимо, неплохо стал чувствовать себя в Узбекистане, равно как узбекский в РФ. В Узбекистане работают 900 предприятий с участием российского капитала, и если все будет «путем», местные эксперты ожидают, что их количество перевалит до конца текущего года за тысячу. Сюда уже проторили дорожку «Лукойл», «Газпром», «Внешэкономбанк», «Ростех» и «птицы» более низкого полета.

Правда, о сотрудничестве России и Узбекистана в военно-промышленном комплексе открыто не говорят. Напомним, однако, что в прошлом году Госдума ратифицировала соответствующий договор с Узбекистаном, предусматривающий введение «благоприятного режима» в области производства, разработки, ремонта, утилизации вооружения, военной техники и т. д. Под «благоприятным режимом» подразумевается, в частности, и продажа российского оружия Ташкенту по цене, по которой оно обходится армии РФ. Собственно, режим этот включает несколько аспектов «в одном флаконе»: усиление обороноспособности узбекской армии в ожидании террористической активности в регионе с ее проекцией на РФ; развитие российского ОПК; закрепление на рынке вооружений Узбекистана, конкуренция на котором существует.

Узбекский бизнес тоже не зевает — в РФ функционирует свыше 560 предприятий «родом» из этой страны. И первый межрегиональный форум может дать серьезный толчок к активизации сотрудничества бизнеса двух стран. Однако предварительно для него была заложена хорошая основа — в прошлом году Москва и Ташкент подписали 55 договоров и соглашений на 16 миллиардов долларов. Сумма, без преувеличения, внушительная.

Россия полезна Узбекистану и в контексте дополнительного подспорья для бюджета — за счет мигрантов, которые отсылают заработанные в РФ деньги домой. То есть для узбеков Россия является сейчас основным зарубежным рынком труда. В конце прошлого года Путин подписал закон о ратификации соглашения о привлечении граждан Узбекистана для работы в РФ, и теперь они находятся на легальном положении. Это, во-первых, обеспечивает им определенный уровень защиты, во-вторых, способствует установлению более тесных человеческих отношений с коренным населением, легкости ассимиляционных процессов, что в сумме позитивно отражается и на межгосударственном «климате».

Кстати, в первом полугодии 2018 года гражданство России получили около 10 тысяч выходцев из Узбекистана — это официальные данные МВД РФ. За этот же период на миграционный учет в России было поставлено 2,2 миллиона граждан этой республики. Одни работают, другие учатся в российских вузах. Разумеется, свободному передвижению узбеков во многом способствовал Мирзиеев — он, можно сказать, открыл границу для желающих уехать временно или навсегда.

Словом, российско-узбекские отношения сейчас можно считать вполне безоблачными. Они имеют все шансы оставаться такими же, если Москва не станет излишне глубоко и бестактно совать свой нос во внутренние дела Узбекистана: от политики жесткого изоляционизма, внедренного Каримовым, страна отходит, однако — в меру. Но Москва и Ташкент нужны друг другу, а это цементирует отношения, если подходить к вопросу прагматично и не свысока. И не забывать при этом, что с Центральной Азией граничит и претендует на влияние в ней такой мощный мировой игрок, как Китай.

Ирина Джорбенадзе