Posted 13 сентября 2018,, 15:00

Published 13 сентября 2018,, 15:00

Modified 30 марта, 18:45

Updated 30 марта, 18:45

Токио просто так не сдаст Москву Пекину

13 сентября 2018, 15:00
Япония в очередной раз разочарована позицией России по мирному договору, но переговоры будут продолжаться и дальше, прогнозируют эксперты.

Выступая во Владивостоке на заседании Восточного экономического форума (ВЭФ), президент России Владимир Путин неожиданно предложил заключить еще до конца текущего года мирный договор с Японией «без всяких предварительных условий» — то есть, в том числе, без решения территориального спора вокруг Южных Курил.

Напомним, что хотя дипломатические отношения между СССР и Японией были восстановлены еще в 1956 году, со времени окончания Второй мировой войны и до сих пор две страны живут без всеобъемлющего мирного договора.

Глава японского правительства Синдзо Абэ, который в своем выступлении на ВЭФ перед этим эмоционально расписывал прекрасные перспективы, которые откроются для его страны и России сразу после заключения мирного договора, на предложение Путина с ходу не нашелся что ответить. Но официальный Токио вскоре вполне однозначно заявил, что такая резкая смена переговорной позиции его не устраивает.

Генсек японского кабмина Йосихидэ Суга подчеркнул, что вопрос принадлежности Южных Курил является принципиальным, и Япония будет здесь придерживается прежнего курса. Эта позиция Японии не меняется более 70 лет, вне зависимости от того, кто возглавляет кабинет министров этой страны. В связи с этим вопрос о заключении мирного договора с Россией для Токио сводится, в сущности, к простой формуле: вначале острова, затем договор. И никак иначе.

Напомним, что, по мнению японской стороны, СССР, а затем и нынешняя Россия удерживают три острова Южных Курил — Итуруп, Шикотан, Кунашир, а также небольшой архипелаг Хабомаи незаконно. Естественно, эта позиция японского правительства Москве хорошо известна и никаких иллюзий по поводу ее изменения никто в РФ не питает.

В связи с этим остается лишь догадываться, для чего Владимир Путин сделал такое заявление. Особенно в присутствии лидера КНР Си Цзиньпина, и с учетом того, что у Китая с Японией также имеются территориальные споры.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, какие сложные политические игры могут стоять за этим на первый взгляд прямолинейным предложением Владимира Путина.

Вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что формулировка Путина «договор без предварительных условий» это «неплохая конструкция в имиджевом плане». Эксперт отмечает, что «психологически, люди, которые предъявляют какие-то предварительные условия, воспринимаются неправильно». «Соответственно, Россия говорит: давайте мириться, а что касается островов — будем обсуждать дальше, это уже совсем другая тема. То есть здесь ключевым моментом является самоценность понятия «мир». Раз Россия выступает за договор, значит она за мир и дружбу между народами. А если японцы выдвигают какие-то условия, говоря об островах, значит они против мира», — говорит политолог.

При этом в Российской Федерации понимают, что Япония не прекратит двусторонние отношения из-за такого подхода Москвы, говорит эксперт. Он также не согласен с тем, что это заявление Путина можно трактовать как готовность России свернуть нынешние отношения с Японией в пользу сотрудничества с Пекином.

«Япония и после этого все равно не будет хлопать дверьми, она все равно будет взаимодействовать с Россией, потому что если она отбросит РФ, это будет означать, что она отбросит ее к Китаю», — отмечает политолог.

«Конечно, Япония в очередной раз разочарована, хотя, скорее всего, это не относится к тем в Стране Восходящего Солнца, кто там непосредственно специализируется на отношениях с Россией. Среди них уже давно нет очарования, но переговоры и ограниченные экономические проекты между двумя странами будут развиваться и дальше», — говорит Макаркин.

Отчасти, считает эксперт, такая позиция Москвы объясняется и тем, что в России сегодня изменились приоритеты. «Такой потенциально масштабный инвестор как Япония воспринимается здесь сегодня скорее как риск», — сказал он.

Руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов в свою очередь считает, что «формально нет никаких оснований, чтобы взять и передать эти острова Японии, потому что японская сторона утверждает, что эти острова исторически принадлежат ей». По его словам, «в России нет представления, что что-то кому-то принадлежит исторически, мы рассматриваем договор».

В связи с этим, считает востоковед, «Путин заходит как раз с договорной стороны — то есть, он предлагает вначале заключить договор, в котором в его раннем варианте (московская советско-японская Декларация 1956 года) было прописано, что после заключения мирного договора Россия (СССР) передает два из четырех спорных островов японской стороне».

Второй момент, по мнению Маслова, состоит в том, что «российская сторона уже давно не обсуждала возможность заключения мирного договора с Японией. Во всяком случае, так очевидно и прилюдно, на уровне президента, как сейчас». Он отмечает, что «это как раз новая повестка дня, а не разворот в сторону Китая. Это демонстрация того, в какую сторону Россия готова двигаться дальше».

В связи с этим эксперт напоминает, что раньше официальная российская позиция заключалась в том, что «мы готовы сначала заниматься экономикой, в то время как политические (а тем более территориальные) вопросы обсуждать не намерены. Сейчас же Россия показывает Японии появившееся «окно возможностей».

В то же время оба эксперта отметили, что общественное мнение в России при любом раскладе вряд ли поддержит идею передачи спорных островов Японии.

Александр Желенин