Posted 15 августа 2018, 11:05
Published 15 августа 2018, 11:05
Modified 30 марта 2024, 19:01
Updated 30 марта 2024, 19:01
На прошлой неделе РФ подписала в Актау выгодную для себя конвенцию по Каспию, после чего это море стало, можно сказать, геополитически и юридически «прозрачным». Ну или почти прозрачным. Можно, конечно, было бы как следует отпраздновать этот успех, если бы не появившиеся серьезные проблемы в другом водном бассейне — Азово-Черноморском, который основательно «замутился».
12 августа в Черное море вошел эсминец ВМС США Carney. Американское военное ведомство сообщило, что корабль прибыл «с целью проведения операций по обеспечению безопасности на море, а также для укрепления совместимости флотов союзников и партнеров в регионе». Примечательно, что обычно такие «визиты» происходят, когда ситуация в регионе накаляется. Например, американцы приближались к берегам Украины во время присоединения Крыма к РФ и когда ситуация на Донбассе в конце лета 2014 года «перегрелась» до предела. Украинские СМИ предполагают, что нынешний приход Carney является свидетельством того, что ситуация вокруг Азовского моря стала взрывоопасной.
Обострение российско-украинского противостояния особенно заметно за последнюю неделю. Украинские пограничники жалуются, что корабли РФ подходят «вплотную» к границе. По мнению «Радио Свобода», даже возникла угроза перекрытия украинских портов, ограничения рыболовства и иной экономической деятельности. «Российские корабли ходят совсем рядом, готовые в любое время напасть с моря. Каждая провокация может перерасти в войну. Мы живем на пороховой бочке», — сказала западным журналистам соучредитель Мариупольского общественного движения Галина Однорог.
По словам экс-губернатора Донецкой области Павла Жебривского, существует необходимость военного сопровождения украинских торговых судов, в связи с чем стоит обратиться за помощью к международным партнерам. Согласно его версии, «блокируя» Азовское море, российская сторона пытается давить на Украину для того, чтобы обеспечить водоснабжение «оккупированного Крыма».
«Путин таким образом хочет надавить на Украину, чтобы получить, в первую очередь, воду для Крыма. Мост они какой-никакой построили, транспорт ходит, через год-два будут железнодорожные пути, но основная проблема — это вода. И понятно, что Путин вызывает такое давление, блокируя Мариуполь, Бердянск, особенно болезненно бьет по Мариуполю и Донецкой области, потому что там работает завод им. Ильича, завод «Азовсталь», другие предприятия, — заявил Жебривский в эфире телеканала «112 Украина». — Изначально, когда строился мост, были вынуждены уменьшить тонажность судов, которые проходят, потому что некоторые судна, которые шли перед так называемым Крымским мостом снимали мачту для того, чтобы пройти под этим мостом. А сегодня они фактически останавливают все корабли».
Собственно, «блокада» как раз и состоит в том, что они, то есть российские пограничники, «фактически останавливают все корабли». Продолжается это уже четвертый месяц, с момента пуска моста, связавшего Тамань с Керченским полуостровом. Российская таможня, пограничники и другие силовики, по свидетельству украинцев, бесцеремонно задерживают суда на неопределенный срок, не объясняя причины. Досмотр проводят неспешно, «растягивая удовольствие», придираются к документам, что грозит нешуточными финансово-экономическими потерями. И они уже есть.
Директор мариупольского морского порта Юрий Балан сообщил, что ущерб от задержки одного судна на сутки составляет 15 тысяч долларов. Кроме того, за первое полугодие в портах Мариуполя и Бердянска существенно уменьшилось количество заходов судов. Бердянский порт потерял, по словам руководителя предприятия Александра Барчана, 50% грузооборота. Кроме портовиков наибольший ущерб также несут металлурги и производители зерновых, чей товар в большей степени ориентирован на заграничного потребителя. Они вынуждены искать альтернативные варианты доставки своих грузов в Европу. Самый простой — из Бердянска и Мариуполя по железной дороге до Одессы или Черноморска, и оттуда — морем. Это спасает ситуацию, но повышает цену экспортной продукции. Экономический аналитик Александр Охрименко пишет в своем блоге, что транспортная инфраструктура юга страны переживет эти трудности, но потребуются затраты и время.
Переключиться сразу на железную дорогу невозможно и по техническим причинам. Дело в том, что железнодорожный перегон «Камыш — Заря — Волноваха» сейчас функционирует на пределе, пропуская около 20 пар поездов в сутки, тогда как мариупольским металлургам нужно 32 пары «товарняков». Без увеличения пропускной способности перегона уже не обойтись. Президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков «соблазняет» железнодорожников пойти на это, уверяя, что «Укрзализниця» будет получать до 100 млн гривен в год от увеличения объема перевозок. «Таким образом, затраты железнодорожников окупятся через несколько лет, а экономика Украины сможет выйти из кризиса, вызванного блокадой азовских портов», — заявил он на брифинге.
Но не все на Украине считают правильным идти на поводу у РФ или же просто «ждать у Азовского моря погоды». «Я не готов пока обнародовать определенные сценарии, которые мы сейчас изучаем, в том числе, применение силы относительно разблокирования», — заявил, например, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука.
Каким образом это удастся осуществить без непосредственного вмешательства Запада — непонятно. Силы сторон несопоставимы, признают военные эксперты. Только у российских пограничников в акватории Азовского моря около 60 кораблей и катеров, оснащенных, в том числе, ракетами «Калибр». Весь украинский флот меньше, чем эта «армада». На Азовском море Украина располагает лишь 18 плавсредствами, в основном это сторожевые катера «Гриф», «Калкан», «Галия» и УМС-600, вооруженные только пулеметами. Есть еще сторожевой корабль «Тарантул» с артиллерийскими установками АК-230.
По словам экс-заместителя начальника Генштаба ВСУ Игоря Романенко, РФ, «разрядив обстановку» в каспийском регионе, серьезно усилила свое присутствие в Азовском море». «Главная опасность — в том, чем вооружены российские корабли. Переброшенные из Каспийского в Азовское море ракетные катера оснащены крылатыми ракетами «Калибр» — такими наносили удары по Сирии. Этими ракетами могут при необходимости перекрывать чуть ли не всю Украину, — пояснил генерал «Обозревателю». — Ибо дальность они уже показали на 1500 км, а фактически это российский аналог американского «Томагавка», то есть это может быть до 2500 км — и накрывать всю Украину».
Однако украинские военные не сидят сложа руки — во всяком случае авиация готовится к противодействию. Ударные вертолеты Ми-24 и штурмовики Су-25, пролетающие в нескольких десятках метров над отдыхающими на побережье, — не редкость. Так они тренируются. «На сегодня, к сожалению, авиация — единственный полноценный способ противодействия россиянам на море, который у нас есть, — говорит председатель правления «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут в интервью УНИАН. — Поскольку ни у Военно-морских сил, ни у других силовиков нет противокорабельных ни береговых, ни надводных комплексов, то есть у нас — в принципе нет противокорабельных ракет в стране».
В Министерстве инфраструктуры Украины тем временем разрабатывают пакет санкций против РФ как ответ на «блокаду моря» для обсуждения на Совете нацбезопасности и обороны. При этом в Кабмине уверены, что к этим мерам подключатся и европейские партнеры Украины. «Мы проводим переговоры с нашими европейскими, американскими партнерами, чтобы соответствующие санкции были применены и к Черноморским портам РФ из-за блокады Азовского моря и украинских портов в Азовском море», — заявил министр Владимир Омелян.
Немного оптимизма украинским чиновникам добавило сообщение о взгляде на проблему Госдепа США. «Мы считаем преграды международному транспортному судоходству в Азовском море со стороны России очередным примером попыток России дестабилизировать Украину», — говорится в заявлении, опубликованном «Голосом Америки». Впрочем, это не официальная нота протеста, а всего лишь ответ на запрос журналистов издания, который не обязывает ни к чему конкретному — так, утешительное слово в адрес обиженных.
Но это американцы, они могут себе позволить разговаривать с РФ жестко, поскольку способны при желании действительно доставить ей определенные «неудобства». Обыкновенному украинцу, не приближенному к политическим элитам и необремененному властью, сложно представить, какие именно санкционные шаги против России может предпринять руководство его страны: уголь что ли перестанем у нее покупать или транзит газа в Европу перекроем?
Предчувствия нехорошие. Обычно действия против «агрессора» больнее всего бьют по простым гражданам странными акциями и ограничениями типа: купи берцы АТОшнику, скинься на броник добровольцу, отправь теплые носки на фронт, прикрути газ в своей квартире, не заходи в «Одноклассники», не смотри Мундиаль, отстегни военный налог. В связи с этим в народе все чаще задают вопросы: «Не слишком ли дорогая «ответка» за арест двух судов — «Норда» и «Механика Погодина»? Договориться не пробовали?» Впрочем, сами же знают ответ — не при этой команде.
Валентин Корж, Днепр, Украина