Posted 12 июля 2018,, 18:45

Published 12 июля 2018,, 18:45

Modified 31 января, 20:07

Updated 31 января, 20:07

Трамп уходит из НАТО, чтобы остаться

12 июля 2018, 18:45
Президент США на саммите Альянса в Брюсселе испугал своих европейских партнеров и, вероятно, заинтриговал Кремль.

Самой громкой, но, правда, недолго продержавшейся сенсацией четверга стала угроза Дональда Трампа вывести США из НАТО. Такое заявление он сделал на проходящем в эти дни саммите Североатлантического альянса в Брюсселе. Предлогом для этой информационной бомбы американского президента стало его недовольство тем, что большинство европейских союзников Америки тратят на свои военные цели примерно 1% ВВП.

Для чего президент США сделал подобное заявление, с учетом того, что повышение расходов европейских стран на оборону к 2024 году до 2% (то есть для большинства из них почти вдвое) уже давно согласовано и одобрено, в том числе, и самим Трампом, можно только догадываться… Причем характерно, что, по словам президента Болгарии Румена Радева, Трамп на саммите в Брюсселе заявил, что после того, как расходы на оборону европейцев достигнут 2%, их надо будет увеличить уже до 4%. «Теперь все себя спрашивают: он это серьезно про 4%?» — задался вопросом Радев. При этом сейчас собственные расходы США в этой сфере 3,5%…

Тут, правда, у кого-то может возникнуть вполне обоснованное подозрение, а что будет, если европейцы вдруг согласятся и с этим требованием? Не потребует ли от них Трамп в этом случае поднять их военные бюджеты до 8%, 16%, 32% и так далее?

Неслучайно бывший посол США в Москве Майкл Макфол написал вчера в своем Twitter, что «Трамп за 18 месяцев пребывания на посту президента США нанес НАТО больший урон, чем лидеры Советов и России за 70 лет».

Впрочем, в Москве, вероятно, еще не успели откупорить шампанское со словами: «А все-таки он наш», — как из Бельгии прилетела новость прямо противоположного содержания. По итогам брюссельского саммита Альянса выяснилось, что все не так страшно для европейцев и не так радужно для Кремля, что американский лидер по итогам дискуссии со своими европейскими коллегами, оказывается, всем доволен.

«Я сказал, что я буду очень несчастлив, если люди не будут выполнять свои обязательства (по оборонному бюджету в размере 2% ВВП)… А сейчас я рад, что у нас есть сильное НАТО. Альянс стал сильнее, чем был вчера», — оптимистично заявил Трамп, отметив, что по итогам переговоров в Бельгии европейские союзники пообещали повысить свои военные расходы на 33 миллиарда долларов, «а может быть, даже 40 миллиардов». «Я верю в НАТО», — добавил он, вероятно, оставив европейцев в глубокой задумчивости.

Не исключено, что все эти противоречащие друг другу заявления американского лидера делаются в рамках его любимой челночной дипломатии — шаг вперед, шаг назад — и прощупывания им почвы для заключения тех или иных компромиссных решений…

Сюда же, вероятно, надо отнести и заявления администрации американского президента о том, что он не будет встречаться в Брюсселе с президентом Украины Петром Порошенко. После чего 20-минутная встреча Трампа и Порошенко на полях саммита все же состоялась, что возможно трактовать как намек лидера США своему российскому визави на предстоящих 16 июля переговорах в Хельсинки — по украинской теме смягчения американской позиции ожидать не стоит…

Вообще обращает на себя внимание, что шаги, предпринимаемые в последние дни Трампом, обращены к противоположным аудиториям. То он обрушивается на Германию, заявляя, что ФРГ является «пленником России» из-за того, что Берлин «сидит» на российской газовой трубе и собирается увеличивать закупки российского голубого топлива и в будущем, намереваясь ввести в строй газопровод «Северный поток — 2». И эта критика, очевидно, не только адресована Германии, но одновременно является и жестом в сторону американского истеблишмента, подозревающего Трампа в разных нехороших делах — посмотрите, какой я непримиримый противник Москвы. Конечно, за «наездом» Трампа на Германию в газовой сфере явно проглядывают уши американских компаний, желающих поставлять сжиженный газ в ФРГ и другие европейские страны. Для них Россия с ее газопроводами — прямой конкурент в борьбе за огромный газовый рынок. И в этом коммерческом для него вопросе Трамп, похоже, намеревается проявить твердость на переговорах с Путиным в Хельсинки.

С другой стороны, в отказе Трампа от запланированных на саммите НАТО встреч с лидерами Румынии, Грузии и Азербайджана тоже можно увидеть определенный месседж. На этот раз Кремлю. Во всяком случае, в Москве это могут истолковать именно таким образом, что в Хельсинки не исключается дискуссия о сокращении американской активности в Восточной Европе…

Между тем, видимо, для того, чтобы исключить подобное толкование несостоявшихся встреч американского президента со своими восточноевропейскими коллегами, президент Румынии Клаус Йоханнис заявил по окончании саммита в Брюсселе в четверг, что «не существует угрозы (распада НАТО), нет никакого конфликта (между членами Альянса)». По его словам, «мы расстались с идеей о том, что НАТО — это самый сильный альянс, он уникален, и мы вместе будем двигаться дальше, вместе мы намерены сделать НАТО еще сильнее».

Впрочем, не исключено, что даже если в обозримом будущем реализуется самый пессимистичный сценарий — выход США из Альянса, — представляется, что и при таком раскладе НАТО не прекратит своего существования, а будет преобразован в то, о чем уже давно размышляют в ряде столиц Старого Света — в европейскую армию. Причем, можно предположить, что в этом случае страшный сон российского Генштаба — продолжение расширения НАТО на восток — будет реализован гораздо быстрее, чем планировалось до этого. В качестве подтверждения подобной версии можно привести высказывания генсека Альянса Йенса Столтенберга на встрече в Брюсселе: «Мы полностью поддерживаем евроатлантические устремления Грузии, Грузия станет членом НАТО».

А там, глядишь, и до Украины дело дойдет…

Александр Желенин