Posted 11 июля 2018,, 15:15

Published 11 июля 2018,, 15:15

Modified 31 января, 20:06

Updated 31 января, 20:06

Религиозно-дипломатический прокол

11 июля 2018, 15:15
Скандал из-за высылки российских сотрудников из Греции встал в один ряд с другими неудачными попытками Москвы влиять на политику исторически близких государств.

Продолжает разгораться российско-греческий скандал, связанный с обещанием властей Греции выслать из страны двух российских дипломатов и намерением МИД РФ зеркально ответить на этот демарш. Формально официальные Афины, согласно сообщениям местных СМИ, обвиняют этих дипломатов в сборе и распространении определенного рода информации, а также в подкупе местных чиновников.

Достоянием СМИ на данный момент стали два обвинения в адрес россиян. Первое — координация действий с так называемым российским Императорским православным палестинским обществом (ИППО), еще с конца XIX века являющимся инструментом проведения внешней политики российского государства отнюдь не только в вопросах веры. Отметим, что после Октябрьской революции 1917 года ИППО было преобразовано в сугубо научную организацию, но после развала СССР в 1992 году было восстановлено не только его историческое название, но и, похоже, специфические функции, выходящие за рамки религии.

То, что ИППО занимается далеко не одними духовными делами, следует даже из материалов, размещенных на его официальном интернет-сайте, в которых говорится, что «сегодня под руководством С. В. Степашина при содействии МИД России, Русской Православной Церкви, государственных и общественных структур Россия возвращается на Ближний Восток в формат своего исторического присутствия в регионе, строит культурные центры, школы, музейно-парковые комплексы, возвращает объекты российской собственности». Тот факт, что сегодня председателем ИППО является бывший глава Федеральной службы контрразведки, экс-директор ФСБ Сергей Степашин, в этом смысле, конечно, тоже не случайность. Так или иначе, но Россия сегодня пытается «вернуться» не только на Ближний Восток, но и на Балканы. В том числе, и в православную Грецию.

Весьма вероятно, что в нынешнем российско-греческом скандале может присутствовать и украинская тема. Дело в том, что 28 июля на Вселенском православном Соборе в Константинополе, посвященном 1030-летию крещения Киевской Руси, должен быть рассмотрен вопрос официального предоставления автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Шансы на то, что этот вопрос может быть решен положительно, достаточно велики, и активность российских дипломатов, как в рясах, так и без, в связи с приближением этого события, естественно, сильно возросла не только в Турции, где официально находится Константинопольский патриархат, но и в Греции, с которой он связан теснейшим образом и конфессионально, и политически, и исторически.

Второе обвинение высылаемым из Греции российским дипломатам, из тех, что озвучены СМИ, состоит в их попытках сбора и распространения информации, а также подкупе государственных чиновников по такой чувствительной проблеме, как переговоры между Грецией и Македонией по вопросу об изменении названия последней. Эти переговоры шли несколько месяцев, и 17 июня текущего года успешно завершились взаимным соглашением. Теперь Македония официально называется «Республика Северная Македония». Дело, естественно, заключалось не только в раздражении греков, которые считают, что название «Македония» отражает наименование исторической части Греции. Кроме этого, Афины считали, что такое название страны может трактоваться их соседями как негласная претензия Скопье на греческую область Македония.

Для правительства Республики Северная Македония благополучное разрешение этого спора открывает дорогу к вступлению этой страны в Евросоюз и НАТО, что, в свою очередь, отнюдь не радует Москву.

Отчасти и в связи с этим в последние месяцы, видимо, была связана активность российских дипломатов в Греции, пытавшихся, как можно судить по сообщениям СМИ, использовать влияние Москвы, в том числе, и в православной среде этой страны.

Нынешний «дипломатический» скандал в Греции, с одной стороны, укладывается в длинную череду аналогичных конфликтов между Москвой, США и рядом европейских государств.

Во всех этих случаях Кремль, как мы помним, обвиняется в попытках вмешаться в выборы и вообще во внутреннюю политику этих стран. Но есть и отличие.

Если в случаях с такими западными странами, как США, Германия, Франция или Нидерланды, Россия, как можно судить по информации из открытых источников, пытается влиять на внутриполитические расклады этих государств по принципу «может, что и получится» (и кое-что, как показывает исход президентских выборов в Америке в 2016 году, возможно, действительно удается), то нынешний российско-греческий скандал отличается от подобных историй на Западе тем, что в России Балканы вообще и Грецию в особенности традиционно рассматривают как «мягкое подбрюшье» Евросоюза, в котором проживают этнически и/или конфессионально близкие Москве народы.

В Кремле традиционно считают, что балканские «братушки» спят и видят, как бы подпасть под его сильную руку, и только натовские «оккупанты» удерживают их от этого. Этот весьма упрощенный взгляд, судя по всему, и приводит к таким проколам российской внешней политики, как, например, нашумевшее разоблачение попытки промосковского государственного переворота в Черногории и нынешний «дипломатический скандал» с Грецией.

По факту же эта бесцеремонная стратегия России выглядит не очень эффективной, поскольку она основана не на новых политических реалиях, которые состоят в том, что славянские государства на Балканах уже давно повзрослели и хотят самостоятельно выстраивать свою политику вне зависимости от того, что о них думают новые кремлевские идеологи консервативно-православного толка.

«Дипломатический» скандал в Греции выглядит тем более нелепо, что правительство этой страны-члена Евросоюза, возглавляемое лидером радикально-левой партии СИРИЗА Алексисом Ципрасом, стало одним из немногих, кто отказался высылать со своей территории российских дипломатов в связи с «делом Скрипалей». Напомним, что большинство европейских стран пошли на этот демарш из солидарности с Великобританией. Можно также вспомнить, что свой первый зарубежный визит после победы на выборах Ципрас совершил именно в Москву. Что также вполне объяснимо: большинство нынешних «левых» на Западе (и СИРИЗА с Ципрасом здесь не исключение) хоть и понимают, что с социализмом в РФ давно покончено, что там такой же капитализм, как и на Западе, только хуже, все же продолжают рассматривать Путина в качестве противовеса главному, с их точки зрения, мировому злу — Соединенным Штатам.

В связи с этим на фоне обрушения доверия между Афинами и Москвой, вызванного нынешним скандалом, решать, разумна ли была возня российских «дипломатов» в Греции хотя бы даже с точки зрения тактических интересов самого Кремля, лучше предоставить представителям последнего.

Петр Алексеев