Posted 5 июня 2018, 16:46
Published 5 июня 2018, 16:46
Modified 30 марта, 19:39
Updated 30 марта, 19:39
После подтверждения руководством Турции сделки с Россией о поставках в эту страну в 2019 году российского зенитно-ракетного комплекса С-400, в США заявили, что в этом случае Анкара не получит американский истребитель пятого поколения F-35. После этого в Турции дали понять, что могут подумать о том, чтобы закупить подобного рода самолет в другой стране. Например, Су-57 в той же РФ.
Тут нужно отметить, что незадолго до этого скандала турки были готовы купить американский ЗРК Patriot, однако Конгресс США выступил против этого. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу пояснил: «Турция еще до контракта с Россией обсуждала тему закупок систем ПВО со своим союзником — США. Вашингтон отказался нам их продать. Тогда нам пришлось начать переговоры с Россией».
Если США действительно откажут Турции в поставках F-35, может возникнуть вопрос: является ли членство Турции в НАТО все еще реальным фактом или уже в достаточной степени формальным? Мнения экспертов, опрошенных обозревателем «Росбалта» на эту тему, разделились.
Сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока (сектор Турции) Института востоковедения РАН Ильшат Саетов уверен, что Турция все еще остается реальным членом НАТО. По его словам, «у стран Альянса есть право выбирать конкретные виды вооружений и они не обязаны спрашивать разрешения друг друга». С другой стороны, он признает, что имеет место «охлаждение отношений, прежде всего, между Турцией и США. Чем дальше, тем хуже».
Вместе с тем, Саетов призывает не торопиться с выводами, поскольку, по его мнению, еще не известно насколько «успешно для одних и неуспешно для других» закончится вся эта история с поставками С-400 и F-35 в Турцию. По словам эксперта, в антиамериканских и антинатовских шагах, которые предпринимает сейчас президент Турции Реджеп Эрдоган, главным является внутренний фактор, под которым специалист подразумевает предстоящие в этой стране 24 июня президентские и парламентские выборы — антиамериканская риторика помогает турецкому лидеру «сцементировать свой электорат перед выборами».
Охлаждение в последние годы отношений между Турцией, с одной стороны, и США и Евросоюзом, с другой, с одновременной переориентацией Анкары на Россию, Саетов в целом объясняет тем, что «Запад обращает внимание на такие вещи, как нарушение прав человека и свободы СМИ», а Москва — нет.
В то же время, эксперт считает, что если и можно говорить о разрыве между Турцией и ее западными союзниками в политической сфере, что вызвано, в том числе, разными подходами к сирийскому урегулированию, то в экономической области подобное маловероятно, поскольку экономика страны в значительной мере связана с ЕС и разрыв здесь будет иметь катастрофические последствия для Анкары.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, напротив, уверен, что «при Эрдогане Турция политически уже фактически не является членом НАТО, хотя в военном смысле это вторая сила в Альянсе после США».
Эксперт считает, что если «говорить всерьез, то НАТО — вообще чисто номинальная организация, где все что-то делают по своему усмотрению». «Просто у стран континентальной Европы из-за их военной слабости, прямо скажем, ограниченный суверенитет по отношению к Соединенным Штатам, а у Турции нет военной слабости, поэтому она что хочет, то и делает», — поясняет он.
Военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр с подобным мнением категорически не согласен. На его взгляд, Турция все еще «член НАТО без всяких формальностей». Что касается нынешних американо-турецких проблем, в том числе, и в военной области, то эксперт напомнил, что между разными членами НАТО были отношения и похуже — вплоть до военных действий, развернувшихся между двумя членами НАТО — Грецией и той же Турцией в 1974 году, когда турецкие войска высадились на Кипре.
Покупка Турцией вместо американского истребителя пятого поколения F-35 его российского аналога Су-57 представляется Фельгенгауэру совершенно нереалистичным сценарием. «F-35 — это серийно производимая машина, имеющаяся на вооружении уже ряда стран. Турецкие пилоты уже учатся летать на них в США, там же работает несколько сот турецких техников. Российский Су-57 — это пока что „концепт-кар“, то есть серийного производства его еще нет и когда оно начнется пока не известно. То, что сейчас летает — это пока его предсерийные прототипы», — говорит военный обозреватель.
Фельгенгауэр полагает, что на Су-57 еще имеется ряд существенных недоделок, в частности, до сих пор на нем стоит промежуточный двигатель. Есть проблемы и с главным отличием истребителя пятого поколения от его более ранних собратьев — малозаметностью для радаров. Эксперт вспомнил, что именно этот недостаток стал причиной отказа Индии от закупок Су-57.
По его мнению, если турки все-таки заключат контракт с Россией на поставку Су-57, то «они получат его лет через пять в лучшем случае, и то, неизвестно в каком виде. Это никак не заменит поставок F-35, которые должны были начаться уже в этом месяце». Кроме того он отметил, что Конгресс и особенно Пентагон, не хотели бы потерять Турцию в качестве своего традиционного союзника.
Александр Желенин