Posted 11 мая 2018, 17:10
Published 11 мая 2018, 17:10
Modified 30 марта, 19:53
Updated 30 марта, 19:53
В мае Иран и Евразийский экономический союз подпишут соглашение о создании зоны свободной торговли. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф считает, что формирование ЗСТ «абсолютно своевременно и обосновано в условиях, когда против Ирана и России введены американские санкции». На встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым Зариф пожаловался, что санкции значительно затрудняют доступ к финансовым, технологическим, промышленным и иным рынкам Запада, «вынуждают нас искать другие возможности» для экономического сотрудничества и роста внешней торговли. Иранский министр полагает, что создаваемая ЗСТ усилит прямое сотрудничество его страны с Россией и всеми государствами ЕАЭС.
По данным министра национальной экономики Казахстана Тимура Сулейменова, все государства союза — собственно Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия и Армения — уже завершили подготовку к подписанию соглашения, и оно вскорости будет официально оформлено на экономическом форуме ЕАЭС в Астане. Напомним, что зона свободной торговли уже функционирует с Вьетнамом, и переговоры о ее создании ведутся также с Индией, Сингапуром, Египтом, Израилем, рядом других стран. Это означает, что вьетнамский опыт удался. Приблизительно за год товарооборот между государствами ЕАЭС и Вьетнамом увеличился на 12%, причем 90% «прибавки» пришлось на российско-вьетнамскую торговлю; 10% — на долю Казахстана и Белоруссии. Как видим, «сливки» с ЗСТ снимают пока только эти три страны: надо думать, ввиду депрессивности экономик Армении и Киргизии.
Что же до ЗСТ с Ираном, вначале соглашение будет подписано сроком на четыре года. ИРИ получит от ЕАЭС тарифные уступки по 502 «кодам» товарной номенклатуры, представляющей наибольший интерес с точки зрения экспорта. Тем не менее, ожидается, что «зона» позволит государствам Евразийского союза нарастить объемы экспорта своей продукции процентов на 75. Но это касается организации в целом. Если говорить о конкретных странах, более всего от зоны свободной торговли могут выиграть опять же Россия и Казахстан. В частности, Сулейменов прогнозирует, что казахский экспорт в Иран возрастет более чем в 30 раз.
В настоящее время уровень товарооборота между Ираном и государствами ЕАЭС довольно жалкий — в 2017 году доля участников союза составляла всего 2% от всего внешнеторгового оборота ИРИ, не дотянув даже до полутора миллиардов долларов. Большую его часть составил экспорт из России. При этом товарооборот Ирана с Китаем и странами ЕС приблизился к 40 миллиардам и 13 миллиардам долларов соответственно. И вот теперь, «благодаря» санкциям США и их отношению к «мировым изгоям», наращиваются не только темпы и масштабы политического сближения России Ирана, но и открываются новые «окна» экономических возможностей как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
В основном Иран экспортирует в государства ЕАЭС сельскохозяйственную, фармацевтическую и нефтехимическую продукцию и нефть, а импортирует изделия из стали и дерева, древесину; из России — еще и зерно, продукцию военного назначения. РФ, как известно, активно сотрудничает с Ираном в энергетической сфере, в области разведки и добычи нефти и газа, что, как ожидается, принесет последнему миллиардные инвестиции, а России — усиление своих позиций на энергетическом рынке.
Но Иран является огромным рынком сбыта зерна и металлов для Казахстана, также заинтересованного в экспорте нефтехимических технологий, различного оборудования, продукции оборонной промышленности и т. д. с выходом через ИРИ в государства Среднего Востока.
Таким образом, Иран приобретает для ЕАЭС статус важной транзитной страны. В общем, «ниш» в Иране для государств союза достаточно, хотя в большей степени, учитывая номенклатуру имеющихся у них товаров, они более всего открыты для России и Казахстана. Что же до полублокадной Армении — едва ли не самой бедной страны ЕАЭС — ей ЗСТ с Ираном дает шанс развить транспортные связи с другими странами региона — ведь общей границы с членами союза у нее нет. Зато за счет Ирана сфера транспорта и логистики может несколько оживиться.
Впрочем, Армения в этом смысле вряд ли выдержит конкуренцию с Азербайджаном, в ЕАЭС не состоящим. Но у него есть ряд преимуществ перед Арменией, в частности, скорое завершение строительства железнодорожной ветки Астара (АР) — Астара (Иран) с соответствующим грузовым терминалом, который Баку построил на территории ИРИ и передал его в управление соседней стране сроком на 25 лет. Отсюда грузы могут поступать не только на внутренний иранский рынок, но также в Сирию и Ирак. То есть имеющаяся азербайджанская транспортно-логистическая инфраструктура может оттянуть иранские грузы, в том числе транспортируемые в рамках ЗСТ, от Армении, которой придется «гнать» их через Грузию и ее порты до места назначения.
В контексте ЗСТ уже известно одно крайне важное обстоятельство — приоритетным направлением сотрудничества Иран — ЕАЭС являются взаиморасчеты в рублях, а не в долларах. Они уже начались, хотя и не столь масштабно, но в дальнейшем, как ожидается, доля рублей во взаиморасчетах увеличится. Вообще же Иран запретил использование доллара, и сейчас здесь в «чести» евро. Иран также начал осуществлять взаиморасчеты в национальных валютах с Турцией. Все эти меры направлены на стабилизацию внутреннего рынка, хотя эффект от них скорым не будет.
В общем, создание зоны свободной торговли Иран — ЕАЭС логично и выгодно не только из соображений «нашего ответа Америке» — ведь от ее санкций страдают Россия и ИРИ, а не другие участники Евразийского союза, разве что опосредовано. Иран интересен государствам ЕАЭС как одна из ключевых стран евразийского пространства с огромным населением — 80 миллионов человек, колоссальным и недостаточно освоенным рынком сбыта, хорошими транзитными возможностями. Кроме того, эта страна занимает второе место в мире по доказанным запасам природного газа, что во много определило ее «взятие на мушку» Соединенными Штатами и их особо ретивыми «союзниками», включая ближневосточных. Не застолбиться на таком многообещающем пространстве просто грешно, что и делает ЕАЭС под «чутким руководством» России и Казахстана.
Ирина Джорбенадзе