Posted 3 мая 2018,, 06:40

Published 3 мая 2018,, 06:40

Modified 30 марта, 19:57

Updated 30 марта, 19:57

Пашинян: не из «грязи», но все же в «князи»?

3 мая 2018, 06:40
Республиканская партия Армении не утвердила главой правительства лидера оппозиции. Однако, получив в ответ акции неповиновения, тут же «одумалась».

Армения надолго запомнит Первомай 2018-го, когда парламент обсуждал единственную кандидатуру на пост премьер-министра — депутата парламента от фракции «Елк» Никола Пашиняна, устроившего «революцию» из-за того, что на эту должность парламент избрал экс-президента Сержа Саргсяна. На первых же протестных «нотах» тот подал в отставку, но от этого количество митингующих на улицах Еревана и других армянских городов не сократилось. Пашинян решил, что только ему, и никому другому, быть первым лицом Армении, и в этом его поддержали многотысячные сторонники на улице. Но не только они — практически вся армянская парламентская оппозиция переметнулась на сторону «избранника народа», и если бы в правящей Республиканской партии поддались на революционный шантаж и массово струсили, то сегодня Пашинян уже б предстал перед нацией в качестве премьера.

Но получилось иначе, причем события разворачивались с необыкновенной быстротой и вопреки элементарной логике. Правящая партия почти в полном составе — 56 депутатов — заседание парламента не сорвала, своего кандидата не выдвинула, но проголосовала против Пашиняна: он получил 45 голосов из 53 «проходных». В соответствии с армянским законодательством, новые выборы должны состояться через неделю — 8 мая. Для выдвижения во втором туре кандидат на пост премьера должен иметь поддержку, по меньшей мере, одной трети депутатов парламента. Но чтобы стать главой правительства, за него должно проголосовать простое большинство. Если премьер не будет избран и со второй попытки, парламент распускают, и в течение сорока дней проводятся внеочередные выборы.

Пашинян, видимо, не ожидал, что «республиканцы» откажутся за него голосовать — так он их запугал, пригрозив «политическим цунами». Вся страна — и не она одна — слушала и смотрела в прямом эфире «историческое» заседание армянского парламента, на котором Пашинян излагал свою «программу», а «республиканцы» его «подсекали».

Надо сказать, что программы, как таковой, революционер не представил, но кое-что в его выступлениях касалось взаимоотношений с Россией, каким-то чудесным образом ставшей для него «братской» страной — раньше его риторика носила откровенно антироссийский характер. Видимо, по этому «сегменту» своего выступления он больше работал не на депутатов, а на толпы на улицах и тех, кто сидел дома у телевизоров. Армяне, надо сказать, становятся все больше «прозападными», однако очень боятся остаться без российской поддержки — как в сфере безопасности, так и в торгово-экономической. А поскольку подсознание не подчинено спекулятивному мышлению, они должны были услышать подтверждение, что Россия пока остается стратегическим союзником Армении, и что республика не выйдет из Евразийского экономического союза и ОДКБ (это, понятно, предназначалось и для слуха Кремля).

Вместе с тем он ублажил и другие уши, заявив, что страна углубит отношения с Евросоюзом и начнет в ближайшее время переговоры с ним об отмене визового режима для граждан Армении. Что же касается США, отношения с ними нуждаются в «новых стимулах». Разумеется, «республиканцы» не могли упустить случая и напомнили революционеру, что всего несколько месяцев назад он требовал от властей выхода из ЕАЭС. Что изменилось с тех пор, спросили они.

Как подчеркнул вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, для политического деятеля важна принадлежность к определенной идеологии: «Нельзя быть немного социалистом, немного революционером и немного либералом». Премьер-министр, указал он, должен быть последовательным и предсказуемым в своих политических предпочтениях. И вообще, сказал вице-спикер, он не видит в Пашиняне верховного главнокомандующего. По его мнению, парламент должен избрать не только главу исполнительной власти, но и переговорщика по карабахскому конфликту. Соответственно, у Пашиняна должно быть собственное видение урегулирования, которого депутаты от РПА не обнаружили. То есть, как должны вестись переговоры, «какова цена компромисса», какой будет судьба освобожденных Арменией регионов.

И вот тут, наверное, интересно стало президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву — наблюдая, что Пашинян «достает» из своего знаменитого революционного рюкзака, дестабилизируя Армению и без участия Баку. А достал он вот что: «Мы будем бороться за международное признание Нагорного Карабаха». «В условиях, когда Азербайджан не только не проявляет конструктивного подхода, но и на уровне главы государства говорит о „возвращении Еревана“ (Азербайджану — прим. автора), ни о каких уступках не может быть и речи», — заявил кандидат в премьеры. Что же до увеличения военных расходов, оно необходимо вследствие нарушения военного баланса в регионе — деньги «придут» от налоговых поступлений в бюджет. Но откуда им взяться, не уточняется.

В общем, РПА Пашиняна прокатила, и Армения впала в полный хаос. В ответ на неутверждение своей кандидатуры в качестве премьера революционный лидер заявил своим соратникам: «Неважно, что происходит в кабинетах и залах парламента, важно то, что происходит сейчас на улицах». А там — в действии призыв Пашиняна к акции гражданского неповиновения, и уже со вчерашнего утра блокирование аэропортов, железных и автомобильных дорог, забастовки студентов и вообще «трудящихся». Кстати, в Армении два аэропорта: «Эребуни» — в Ереване, и в Гюмри, где дислоцирована российская военная база.

В полублокадной республике закрыли дороги, ведущие в Грузию и Иран. На границах — огромные заторы. Метро в Ереване не работает. Революционеры заблокировали и супермаркеты, предполагаемыми владельцами которых являются члены правящей партии. Вероятно, создалась угроза и нормальному функционированию Армянской атомной станции, поскольку ее руководство распространило заявление с просьбой не препятствовать проезду машин, обслуживающих АЭС: «Это стратегический объект особого значения, для которого действует особый режим рабочих смен». Крайне затруднилась и работа «скорой помощи» — митингующие ее останавливали, обыскивали и по собственному усмотрению давали право на проезд.

В общем, никаким плюрализмом и правами человека, за которые ратует Пашинян, в Армении сейчас не пахнет. Как сказал заместитель председателя РПА Армен Ашотян, Пашинян, конечно, человек «харизматичный и интеллектуальный», но «стране нужен плюрализм, свобода высказывать собственное мнение — демократия не устанавливается тоталитарным давлением». Поэтому, подчеркнул он, «не следует говорить: или ты мой брат, или я тебя повешу».

А экс-президент Армении Роберт Кочарян в беседе с НТВ высказался следующим образом: «Что требует Никол Пашинян? Дайте мне власть сейчас, немедленно. Власть — это не чемодан, чтобы его взять и передать. Это конкретные люди, парламент, депутатский корпус, у них тоже есть самолюбие». По его словам, Пашинян вынуждает правительство и депутатов идти против своей совести, взглядов, представлений о политике, и шантажирует их большой массой людей.

Кстати, о «вопиющем беззаконии» в отношении депутатов парламента заявил его спикер Ара Баблоян. По его словам, депутатов оскорбляют на улицах, в социальных сетях, публикуют их адреса и номера телефонов; демонстранты блокируют квартиры «республиканцев» и т. д. И тут совершенно неожиданно, в 19.20 по местному времени, то есть менее чем через сутки после того, как РПА категорически проголосовала против Пашиняна, она вдруг заявила, что не выдвинет своего кандидата и поддержит любого претендента от оппозиции. Такой «финт» один из лидеров теперь уже наверняка не только не правящей, но уже никакой партии Ваграм Багдасарян объяснил журналистам тем, что стране необходимо «скорейшее возвращение в стабильное русло». 8 мая, заверил он, «в Армении будет избранный конституционным путем премьер-министр». Он призвал митингующих разблокировать дороги, срочно прекратить блокаду аэропорта и вообще вернуться в конституционное поле.

Что могло произойти меньше, чем за сутки? Пашинян вырос в «гиганта мысли» и родного отца армянской демократии? Его вдруг увидели главнокомандующим и последовательным политиком? И только поэтому, «прозрев», РПА отказалась от власти — во имя «процветания» Армении? Этой ерундой правящая партия республики, обанкротившаяся по собственной же вине, может только «кормить», но не «насыщать». В Армении произошло беспрецедентное для нее событие: жесткое перетягивание каната внешними силами. Интересно только, в чьих руках оказались его концы: ими могли завладеть и Россия, и Запад.

Но, скорее всего, «уступить» оппозиции — «просто передать чемодан» — правящую партию Армении вынудила все же Россия, которая, заметим, в отличие от Запада создала впечатление некоторой отстраненности от армянских событий. Сумела «завербовать» Пашиняна — хотя бы на время? Или сговорились на другой кандидатуре, что тоже не исключено. Оба варианта преследуют одну цель — не допустить радикального изменения расстановки сил в регионе.

Но Пашинян ненадежен. Он, кстати, уже потребовал «гарантий», что РПА не обманет. И если премьером станет он, ему все же придется, имея в виду фактор Азербайджана и Турции, считаться с интересами России как зонтика безопасности и финансового донора. Но рваться на Запад он будет, устраивая Москве постоянную головную боль и бег наперегонки с Брюсселем и Вашингтоном.

А это означает, что Пашиняна, если он станет премьером, Россия постарается максимально быстро устранить из активной политики: так называемая «система» в Армении вряд ли изменится — сменятся ее основные фигуранты. Так что отыграть ситуацию Москва, скорее всего, постарается. Если, конечно, у Пашиняна (или у его политического клона) не сработает инстинкт самосохранения.

Ирина Джорбенадзе