Posted 9 апреля 2018,, 16:55

Published 9 апреля 2018,, 16:55

Modified 31 января, 19:05

Updated 31 января, 19:05

Москва опять решила объявить Минску «войну»

9 апреля 2018, 16:55
Российское сельскохозяйственное ведомство решительно настроено прекратить поставки в РФ белорусской «молочки» — но это вряд ли возможно.

Однако собственное российское молоко часто не находит спроса, так как белорусы и австралийцы предлагают более выгодные условия поставок. «Мы отмечаем тенденцию: спрос на сырое молоко у отечественных переработчиков падает. Производители молочных продуктов не закупают сырое молоко, предпочитая использовать другое — более дешевое и не всегда качественное сырье», — досадовал в интервью российский министр.

Наибольший гнев российского аграрного ведомства вызывает ситуация с сухим молоком. Дело в том, то многие российские производители молочной продукции предпочитают не закупать натуральное молоко у мелких российских поставщиков, а использовать крупные поставки «порошка» из Белоруссии и других стран. Так им и дешевле, и мороки меньше. Благо в России пока нет методики определения сухого молока в готовом продукте.

Как утверждают эксперты Минсельхоза РФ, в 2018 году Белоруссия уже два раза снижала экспортные цены на сухое обезжиренное молоко. Уже в марте оно стоило 103,5 российского рубля за кг — это почти на 40% ниже, чем в январе 2017 года. Предположительно, это стало следствием роста производства молока в Белоруссии и в Прибалтике. В самом деле, в Республике Беларусь наращивание мясо-молочного поголовья год за годом объявляется стратегической задачей АПК. И эффект есть.

Здесь важно понимать, что львиная доля сухого молока, поступающего в Россию, идет через Белоруссию, но не из нее. Сама республика по объемам продаж в РФ сухого обезжиренного молока занимает только пятое место, сухого цельного молока — восьмое. В несколько раз большие объемы поставок идут из таких регионов, как Австралия и Новая Зеландия. Но в любом случае российские производители, экономя деньги, используют именно импортное сухое молоко. Одно из следствий — повышенная популярность белорусских сыров и сметаны, сделанных пусть и не слишком качественно, но из свежего цельного молока. Сами белорусы, предпочитают покупать сыры в соседней Литве — получается дешевле и вкуснее.

И добавляет «шпильку»: «Нужно, чтобы наш общий евразийский рынок наполнялся продуктами питания с территории ЕАЭС. Прежде чем ввозить, предположим, молочную продукцию из Уругвая, Новой Зеландии и так далее, надо было бы рассмотреть возможности стран союза, где мы сегодня заключили договоры о совместной деятельности. Должны быть партнерские отношения, чтобы мы выполнили задачу, которую поставили президенты наших стран… Мы уже диверсифицируем рынки, и это заметно по результатам прошлого года: у нас уменьшились поставки на главный для нас рынок — российский, увеличились поставки в страны СНГ, Китай, страны Ближнего Востока. И это заявление (Ткачева — прим. авт.) придает еще больше уверенности для того, чтобы мы шли на эти рынки».

Дальше — больше. Троллить российского коллегу Леонид Заяц продолжил упоминанием о том, что в Белоруссии — в отличии от России — благополучная эпизоотическая ситуация по болезням животных: «У нас нет сегодня лейкоза, туберкулеза. У нас здоровое стадо, нет сибирской язвы, ящура и т. д. Это опыт Беларуси, почему бы его не изучить, совместными усилиями с белорусскими специалистами не адаптировать на территории России». Наконец, белорусский аграрный министр, демонстрируя редкостную иронию, и вовсе предложил помочь наладить в России производство молока! «Все-таки у нашей страны есть чему поучиться, есть что перенять. Наша страна готова оказать содействие Российской Федерации в быстрейшем достижении задач, которые поставил мой коллега. Наверное, опыт Беларуси и практическая помощь могли бы повлиять на достижение этих показателей, — отметил Леонид Заяц. — От российских партнеров и сейчас поступает немало просьб об оказании содействия в поставках племенного скота, организации строительства молочных комплексов, поставки необходимой техники для кормоуборки».

Только после этой ироничной отповеди из Минска, наконец, прозвучало более-менее конструктивное предложение: создать в рамках Союзного государства единый рынок молочной продукции. Хотя понятно, что эту формулировку в Минске и в Москве наверняка могут (и будут) трактовать по-своему. Но в любом случае ясно: вновь разрешать молочный конфликт придется президентам двух стран. Точно так же, как год назад они на личной встрече завершали затянувшуюся было «нефтегазовую войну».

Нефть, молоко… Что на очереди?

Денис Лавникевич, Минск