Posted 29 марта 2018, 14:59
Published 29 марта 2018, 14:59
Modified 30 марта 2024, 20:18
Updated 30 марта 2024, 20:18
Все новые страны мира продолжают демонстрировать свою солидарность с Великобританией в «деле Скрипаля», присоединяясь к дипломатическим акциям против России. В частности, в Болгарии в пятницу состоится специальное заседание Совета безопасности под руководством премьера Бойко Борисова, главной темой которого станет отравление в британском Солсбери. Как сообщается, участие во встрече примет отозванный из Москвы для консультаций посол Бойко Коцев, а также члены правительства, руководители спецслужб и представитель президента Болгарии.
Ранее сообщалось, что Болгария не будет высылать российских дипломатов из-за дела об отравлении разведчика Сергея Скрипаля в Британии, но на следующий день появилась информация об отзыве посла. По аналогичному пути пошли и власти Словакии.
Напомним, что высылку дипломатов по призыву Лондона осуществили США, Украина, Канада, Франция, Германия, Польша, Чехия, Литва, Албания, Австралия, Италия, Нидерланды, Дания, Испания, Швеция, Венгрия, Македония, Норвегия, Финляндия, Хорватия, Румыния, Латвия и Эстония.
Общее число россиян, которым предписано вернуться в Москву в результате этого масштабного демарша, составило уже 140 человек. Кроме того, США в дополнение к уже действующим санкциям в отношении РФ объявили о намерении закрыть российское консульство в Сиэтле.
О том, какой может быть реакция России на этот дипломатический демарш, обозреватель «Росбалта» решил выяснить у экспертов. Они сошлись на том, что ответ Москвы, вероятнее всего, будет симметричным, и хотя все это еще больше ухудшит и без того напряженные отношения с Западом, ни «холодная», ни «горячая» война от этого все же не начнутся.
На высылку российских дипломатов из ряда западных стран Россия ответит «зеркальными мерами». А именно, аналогичной высылкой сотрудников дипломатических представительств этих государств, сказал обозревателю «Росбалта» руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. По его словам, вся эта ситуация в целом приведет «к дальнейшей эскалации и ухудшению отношений». Впрочем, до войны дело дойдет вряд ли, считает он.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также согласен, что ответ Москвы вероятней всего будет «симметричным», то есть ограничится высылкой аналогичного количества дипломатов этих стран из России, а также закрытием одного из американских консульств на территории РФ. Однако «в общем и целом вся эта история может иметь более серьезные последствия», считает он. «Очень важный момент состоит в том, что усиливаются два процесса — изоляция и самоизоляция (России)», — говорит политолог. Оба процесса, на его взгляд, ведут «к одному и тому же». А именно, Запад будет закрываться от России, а Россия — от Запада.
В то же время в тех областях, в которых это выгодно обеим сторонам, сотрудничество будет продолжено, считает Макаркин. В этой связи он проводит аналогию с временами «холодной войны», а точнее, с вводом советских войск в Афганистан и западными ответными мерами на эти действия СССР. В частности, эксперт вспомнил о бойкоте московской Олимпиады 1980 года, размещении американских «Першингов» в Европе и ряде других шагов.
Однако, прогнозирует Макаркин, как и тогда, так и сегодня не будет прекращено сотрудничество, например, России и Германии в области поставок российского газа. Как война в Афганистане не стала препятствием к реализации Советским Союзом и тогдашней ФРГ «проекта века» под названием «газ в обмен на трубы», так и нынешнее ухудшение отношений России с Западом не помешает реализации российского углеводородного топлива в той же Германии в рамках как первого, так и второго «Северных потоков», считает политолог.
«Важный пример. С одной стороны, Германия только что, как Польша, Франция и многие другие страны Евросоюза, выслала четырех российских дипломатов, а с другой, Берлин в эти же дни дал разрешение на строительство «Северного потока-2», — отметил эксперт. При этом, по его словам, во время «холодной войны» США так же чинили препятствия ФРГ в газовом сотрудничестве с СССР, но оно все равно продолжалось, потому что это необходимо для экономики и населения Германии.
Точно так же будет и теперь, уверен Макаркин. К тому же в Германии хорошо помнят события 2009 года (когда РФ перекрыла поставки газа в Европу через территорию Украины) и в свете того, что в 2019 году заканчивается действие российско-украинского газового соглашения о транзите, опасаются новой «газовой войны» между Москвой и Киевом. Власти в Берлине заранее «хотят подстраховаться» от повторения событий десятилетней давности, говорит эксперт. Именно поэтому в тех вопросах, которые жизненно важны для стран Запада, «они будут продолжать работать с Россией», и станут гарантией от повторения «холодной войны», — считает Макаркин.
С другой стороны, «если до 2014 года западные инвестиции воспринимались в России как благо, то теперь, особенно в российских регионах к ним относятся очень двойственно и куда более осторожно. То есть обе тенденции — изоляция России и ее самоизоляция — будут усиливаться», — говорит он.
Заведующий сектором стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН Сергей Уткин также не сомневается в принятии Россией комплекса «зеркальных» мер в отношении дипломатов тех стран, которые решили выслать сотрудников российских дипмиссий. Но в целом, говорит он, «ситуация, когда большая группа стран приняла такое консолидированное решение, свидетельствует о глубоком кризисе отношений между Россией и Западом».
«В ближайшее время он не получит своего разрешения», — полагает политолог. По его словам, все это «дополнительный и довольно заметный шаг в сторону ухудшения отношений» между РФ и западным миром.
Александр Желенин