Posted 22 марта 2018, 09:09
Published 22 марта 2018, 09:09
Modified 30 марта, 20:22
Updated 30 марта, 20:22
США могут ввести санкции для компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток-2». Об этом заявила представитель Госдепартамента Хизер Нойерт.
Ранее 39 американских сенаторов призвали Минфин и Госдеп заблокировать проект «Северный поток-2» для защиты «энергетической независимости европейских союзников». При этом в Вашингтоне уже провозгласили, что США готовы конкурировать с Россией на рынке поставок природного газа в Европу.
Напомним, что президент США Дональд Трамп подписал принятый Конгрессом закон CAATSA («о противодействии противникам Америки посредством санкций»), налагающий дополнительные ограничительные меры в отношении Северной Кореи, Ирана и России. Согласно этому документу, в частности, европейские компании, принимающие участие в реализации российских энергетических проектов в Европе, подпадают под американские санкции.
«Мы ясно говорили, что компании, которые участвуют в работах, связанных с предназначенными для экспорта энергоносителей трубопроводами, могут подвергнуться санкциям в рамках CAATSA», — пояснила Хизер Нойерт, добавив, что Соединенные Штаты считают, что «проект „Северный поток-2“ поставит под угрозу энергетическую безопасность и стабильность Европы, если Россия получит еще один рычаг, с помощью которого она сможет оказывать давление на европейские страны, в частности, на Украину».
Почти одновременно Комитет Европарламента по промышленности и энергетике поддержал изменение газовой директивы ЕС, которая распространяет правила Третьего энергопакета на «Северный поток-2». Считается, что это изменение затруднит функционирование газопровода уже на стадии эксплуатации.
В то же время, канцлер Германии Ангела Меркель не так давно выступила категорически против CAATSA. Однако общего мнения по этой проблеме в Европе нет. Ряд восточноевропейских государств, в первую очередь, Польша и страны Балтии, считают, что строительство «Северного потока-2» создаст дополнительную угрозу энергетической безопасности Евросоюза, поскольку увеличит зависимость ЕС от поставок энергоносителей из России.
В Москве же никогда особо и не скрывали, что готовы использовать влияние на Европу, которое есть у «Газпрома» в качестве политического инструмента. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что американцы, борясь с увеличением поставок природного газа из России в Европу в обход Украины, не забывают и свой экономический интерес, намереваясь резко нарастить поставки своего сжиженного газа европейским партнерам.
В связи с этим возникает вопрос, смогут ли американцы «додавить» ЕС (прежде всего, Германию), заставив отказаться от строительства нового крупного экспортного газопровода из России, или же интерес немецких и других европейских компаний, связанных с этим проектом, возьмет верх над пошатнувшейся в последнее время «атлантической солидарностью»?
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко считает, что «нельзя сводить всю эту проблему только к „Северному потоку“.
„Конечно, там присутствует экономический интерес Соединенных Штатов и интересы многих других, например, европейских компаний, но, на мой взгляд, не это главное. Политическая игра здесь намного шире, ее элементы гораздо разнообразнее. С одной стороны, старый Ялтинский мировой порядок общими усилиями разрушен, а новый порядок только формируется. Каким он будет, пока не может сказать никто, но уже видны те, кто будет бороться за формирование этого нового миропорядка“, — сказал эксперт. В первую очередь, в этой связи он указывает на Соединенные Штаты и Китай, а также, вероятно, на Евросоюз.
В то же время Мироненко отмечает, что „Европа находится сейчас на распутье. То есть, с одной стороны, есть старая надежная атлантическая солидарность, которая помогала Европе все время после Второй мировой войны, а с другой, есть Россия, Восточная Европа, Украина, без которых ЕС соревноваться с США в области экономики будет сложно. Но как обстоят дела с Россией, мы видим…“.
Борьба вокруг „Северного потока-2“ является частью общей борьбы за Европу, считает Мироненко. „Если удастся преодолеть украинский кризис, Европа будет чувствовать себя сильнее и самостоятельней, и тогда сможет конкурировать даже с США. Если этого не произойдет, то Европе просто некуда будет деваться. Если напряжение между РФ и ЕС в связи с Украиной или какими-то другими событиями будет возрастать, тогда Европе по привычке придется прислоняться к Америке. Но за это придется платить в экономической сфере“, — прогнозирует Мироненко.
Научный директор Германо-российского форума Александр Рар высказал „Росбалту“ предположение, что слова Хизер Нойерт по поводу санкций в отношении европейских участников строительства „Северный поток-2“ исходят не от американской администрации, а от „второй власти“, то есть от конгрессменов и компаний-лоббистов, стоящих за ними.
С одной стороны, говорит Рар, ему „трудно представить, что Трамп откажется от тех договоренностей со своими западными союзниками, которых он достиг за последние полгода. С другой, он отмечает, что ‚в немецкой политике исчез такой тяжеловес, как экс-министр иностранных дел Зигмар Габриэль, а также министр экономики Бригитта Циприс, которые были теми воинами, которые отстаивали интересы европейцев и европейского бизнес-сообщества против нажима американского Конгресса‘.
Рар полагает, что ‚американцам будет достаточно сложно пробить свои интересы, но не невозможно‘. Он также согласен с тем, что ‚сейчас в виду тех жутких конфликтов, в которых мы все сейчас завязли, решается дальнейшая судьба отношений Америки, России и Запада (в целом), и все, конечно, возможно‘. По его словам, ‚ситуация грустная и сложная, поэтому ничего исключать нельзя‘.
Александр Желенин