Posted 14 марта 2018, 19:05
Published 14 марта 2018, 19:05
Modified 30 марта, 20:27
Updated 30 марта, 20:27
Предположения насчет тех мер, которые британское правительство могло ввести в отношении Российской Федерации в связи с отравлением в Великобритании бывшего агента российских спецслужб Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, были гораздо более масштабны, чем те, что были в итоге объявлены премьер-министром Объединенного Королевства Терезой Мэй во время ее выступления в парламенте.
Большая часть этих мер имеет дипломатический характер. Так, заявлено, что из страны будут высланы 23 российских дипломата, подозреваемые в шпионаже. Фактически, будут заморожены официальные отношения двух стран — в частности, уже отозвано приглашение Сергею Лаврову посетить Британию с официальным визитом. Кроме того, ужесточится порядок получения британских виз российскими гражданами. Из экономических мер упоминалась заморозка госактивов РФ в Великобритании, если Лондон сочтет, что их использование угрожает безопасности страны. Намечено создать и британский аналог «списка Магницкого» — россиян, которым будет запрещен въезд Великобританию. Пока все.
Более того, по мнению некоторых российских экспертов, ряд действий британского правительства, как и всю ситуацию вокруг отравления Скрипаля и его дочери, Кремль в ближайшей перспективе может разыграть в свою пользу.
Так, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Виктор Мироненко считает, что принимаемые сегодня английским правительством меры в отношении Москвы окажут мало влияния на российскую администрацию, которая «уже в какой-то мере адаптировалась, привыкла жить в подобных ситуациях и даже извлекать из них для себя политические дивиденды».
Политолог считает, что перед предстоящими в России президентскими выборами российская власть «извлечет из этого инцидента определенное преимущество, потому что в глазах большого числа наших людей она выступает как решительный защитник интересов государства».
Однако в целом инцидент с отравлением Скрипаля и его дочери является частью общего реакционного отката нынешней российской политики от всего того, что провозглашалось горбачевской Перестройкой, считает эксперт.
«У меня после прослушивания недавнего послания президента РФ сложилось ощущение, что закончился какой-то период российской истории, который характеризовался реакцией на Перестройку. Все ее заявленные цели, за исключением чисто экономических, не просто не достигнуты, а закрыты. На мой взгляд, произошедшее в Великобритании подтверждает это и становится неким рубежом в истории России», — сказал политолог.
Мироненко отметил, что он не может сейчас сказать, как будут развиваться события дальше, но, по сути, «все надо начинать снова, причем в куда менее благоприятной атмосфере — и в экономическом, и в политическом, и в имиджевом смысле».
Набор мер, объявленных Терезой Мэй в качестве ответа России за отравление Скрипаля, только на первый взгляд может показаться незначительным, однако в перспективе может еще больше ухудшить положение Российской Федерации, — заявил «Росбалту» профессор политологии Высшей школы экономики Николай Петров.
«С одной стороны, если кто-то (этим актом) ставил целью демонстрацией возможностей внутри и вне России, то цена за это сейчас выглядит не безумно высокой. Великобритания (для РФ) в некотором роде отрезанный ломоть, но при этом это большая страна — поссориться с ней не то же самое, что поссориться с Латвией или Эстонией», — отмечает Петров. «Может показаться, что те меры, которые сегодня предприняты Лондоном, не очень болезненны в сравнении с теми, что уже и так на нас „висят“, но это не так», — считает он.
По его словам, «идет не просто ухудшение имиджа России, а полная утрата доверия к тому, что говорит руководство нашей страны. В этом смысле в более отдаленной перспективе те меры, которые сегодня выглядят больше как демонстративные и не очень затрагивающие нас в экономическом плане, (в будущем) могут оказаться гораздо более серьезными».
Эти слова Петрова подтверждаются и ответом Мэй на вопрос одного из членов британского парламента, который поинтересовался, будет ли Британия и дальше закупать российский газ. На это премьер заявила, что страна уже ищет альтернативные источники топлива. Тереза Мэй также пообещала начать обсуждать с Германией вопрос о прекращении строительства «Северного потока-2».
«Несмотря на то, что большая часть британских мер в отношении России сводится в основном к дипломатическим демаршам, это очередные шаги Запада, низводящие Москву до статуса страны-изгоя», — сказал «Росбалту» руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин.
«Поскольку пока однозначно англичане не могут сказать, что стоит за отравлением Скрипаля, его дочери и ряда других людей в Англии — акт государственного действия, либо неспособность (российского) государства контролировать свои собственные ресурсы, то реакцией английской стороны на этот террористический акт является в основном дипломатический демарш. Само по себе это рутинное дело. В советские времена бывало, что высылали из Великобритании и большее количество дипломатов», — напомнил Орешкин.
Однако, считает эксперт, дело не только в реакции Великобритании на отравление Скрипаля. «Мы видим целый ряд последовательных событий, которые ведут Россию к статусу изгоя. Началось все с удаления РФ из „восьмерки“ развитых государств мира, продолжилось проблемами с допингом, дисквалификацией российских спортсменов на Олимпиаде и так далее. И получается, что власть заводит Россию в такой вот узкий коридор возможностей, в котором рядом с нами только Иран и Северная Корея. Конечно, „спины верблюду это не ломает“, но проблема в том, что он идет все медленней, и все больше отстает от мировых лидеров», — отмечает политолог.
По словам Орешкина, теперь «наверняка будут еще более сдержанные экономические отношения, (России) все труднее надеяться на иностранные инвестиции и обмен технологиями. Мы теперь „на пятачке“, который все время скукоживается, как шагреневая кожа».
Мироненко также обращает внимание на ужасающие репутационные потери российского руководства в связи с делом Скрипаля. Самый большой ущерб эта ситуация наносит имиджу Москвы, считает он. «Посмотрите, президент США собирается встретиться с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, а не с президентом России Владимиром Путиным. То есть, даже в злодеи первого ряда мы уже не попадаем. Идет процесс политической и экономической маргинализации нашей страны», — констатирует эксперт.
В то же время, «самый сильный удар история с отравлением Скрипаля и его дочери нанесет не по дипломатам, а по тем десяткам, а то и сотням тысяч россиян, которые сегодня живут, учатся, лечатся и занимаются бизнесом в Великобритании, поскольку реакция в британском обществе на это событие крайне отрицательная. Все они сейчас будут поставлены там в очень сложную ситуацию», — прогнозирует ведущий научный сотрудник института Европы.
Мироненко говорит, что не видит какой-то серьезной цели проводимой сегодня Кремлем политики, кроме стремления «еще раз утвердиться в роли твердых защитников национальных интересов России, как они там их понимают». По его мнению, все это часть «последовательной политики, направленной на ухудшение отношений между РФ и Западом».
Для того, чтобы попытаться понять, кому это может быть выгодно, Мироненко предложил вспомнить слова бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, соратника Михаила Горбачева Александра Яковлева, который всегда в таких случаях говорил: «Смотри на военно-промышленный комплекс».
Александр Желенин