Posted 13 ноября 2017,, 09:00

Published 13 ноября 2017,, 09:00

Modified 31 января, 17:28

Updated 31 января, 17:28

Из Абхазии собираются прогнать всех?

13 ноября 2017, 09:00
Похоже, что новая схема паспортизации может оставить в «Стране души» только представителей титульной нации. Сдаст ли Москва «своих»?

Частично признанную Абхазию опять лихорадит. На сей раз взрыв эмоций вызван подготовкой соглашения с Россией об урегулировании вопросов двойного гражданства и отказами в обмене имеющегося паспорта гражданина Абхазии на паспорт нового образца. Не имея этого документа, в «Стране души» делать нечего: лучше бросить дома, земли, все нажитое добро и убраться подобру-поздорову, не наживая себе еще больших неприятностей.

Начнем с соглашения с Россией и вспомним, интервью официального представителя МИД РФ Марии Захаровой агентству Sputnik, в котором она прямо заявила, что Москва ждет реакции Абхазии на проект соглашения о двойном гражданстве. «Упрощение процедур приобретения гражданами Абхазии российского гражданства является одним из обязательств российской стороны по договору между Россией и Абхазией „О союзничестве и стратегическом партнерстве“ от 2014 года. Российской стороной уже разработан проект соответствующего соглашения, и мы исходим из того, что оно должно вступить в силу одновременно с другим межгосударственным документом — соглашением „Об урегулировании вопросов двойного гражданства“. Ждем реакции на наш проект этого документа, который был передан в Сухум в ноябре 2016 года», — сказала она.

Напоминание это прозвучало еще весной, и вот поздней осенью в Сухуме началось «шевеление». Президент Рауль Хаджимба провел специальное заседание по подготовке вышеуказанного документа. Стало очевидным, что хоть Россия до признания независимости Абхазии в 2008 году и раздала свои паспорта едва ли не всем жителям отколовшейся от Грузии территории, «отблагодарить» ее абхазы не жаждут. Они заговорили о «защитных механизмах» в предоставлении россиянам гражданства Абхазии, отвечающих интересам ее «государственности». Таким образом, республика станет полностью «русифицированной», абхазский язык канет в Лету, россияне займут все ответственные посты, «станут у нас тут распоряжаться» и т. д.

Разумеется, о двойном гражданстве с Абхазией мечтают не все россияне. Но их малая часть, имеющая бизнес в республике или рассматривающая вопрос вложения в нее инвестиций, в нем заинтересована, полагая, что оно даст им право на покупку недвижимости в доходных местах и будет способствовать защите их собственности. Скорее всего, ожидания эти наивны, поскольку в Абхазии крайне тяжелая криминогенная обстановка, и в настоящее время она практически неуправляема, что стало причиной тяжких преступлений в отношении приезжих и снижения числа туристов.

Инвесторы из РФ (других в Абхазии практически нет, здесь зарегистрировано около 240 компаний со стопроцентным российским капиталом и приблизительно столько же — с российско-абхазским) облюбовали себе доходные места и доходные отрасли, но проблемы с собственностью у них возникают постоянно. Таким образом, риск инвестирования в Абхазию высок, но если бы он был подкреплен гражданством, правом на приобретение недвижимости, мягкой криминогенной обстановкой, россияне бы здесь развернулись гораздо шире, чем сейчас, и пополнили бы скудный абхазский бюджет. Но именно этого, то есть «засилья русских», и боятся абхазы: они говорят, что с них достаточно и контингента дислоцированных в республике российских военных баз.

Но не только россияне «раздражают» титульную нацию — здесь могут лишить гражданства даже тех представителей национальных меньшинств, которые родились здесь и даже участвовали в войне с Грузией на стороне Абхазии. И делается это очень просто. Сейчас в Абхазии идет замена паспортов граждан республики, и в ходе соответствующей процедуры людям объявляют, что их документы являются недействительными.

Абхазская пресса растиражировала аналитическую справку координатора общественной приемной по правам человека Центра гуманитарных программ Асиды Шакрыл, представленную на заседании Общественной палаты республики. В ней, в частности, сказано: «Суть проблемы состоит в том, что в ходе процедуры замены паспорта сотрудники отделов Паспортного управления МВД РА в отношении ряда лиц констатируют незаконное получение предыдущего паспорта гражданина РА лицами, якобы нарушившими требование о непрерывном пятилетнем сроке проживания на территории РА. Отказ в обмене паспорта автоматически приводит к прекращению гражданства. В законе о гражданстве 1993 года не содержалось положение, требующее для подтверждения гражданства Абхазии факта непрерывного проживания на территории Абхазии в период с 1994 по 1999 годы. Данное требование появилось лишь в законе о гражданстве от 2005 года, однако и в новом законе оно не распространяется на категорию лиц, которые в период с 1994 по 1999 год, будучи несовершеннолетними, обучались в общеобразовательных школах за пределами Республики Абхазия».

То есть, получается, закон о гражданстве 2005 года имеет обратную силу и создает проблемы некоторым другим категориям граждан. Так, ставится под сомнение правомерность наличия гражданства Абхазии у лиц, которые в период с 1994 по 1999 год получали высшее образование за пределами республики и по окончании учебы вернулись на родину. Пострадали и пенсионеры, менявшие место прописки в обозначенный период без приобретения гражданства другого государства. «Во всех этих случаях речь идет о лицах неабхазской национальности. В отличие от них этнические абхазы, согласно законодательству, признаются гражданами Абхазии без всяких ограничений», — подчеркивается в аналитической записке.

Как отмечает Шакрыл, у «неабхазов» для рассмотрения запроса на замену паспорта требуют дополнительные документы (справка из школы, аттестат, диплом и т. д.), что «является необоснованным осложнением процедуры, носящим дискриминационный характер». Всех их подвергают дополнительной проверке, включая тех, кто были несовершеннолетними в «спорный» период. Также, указывает правозащитник, следует обратить внимание на то, что сбор информации о факте проживания лица на территории РА проводится порой методом опроса соседей, которые «могут зависеть от личных взаимоотношений между людьми».

Что ответствуют на это власти? Вице-президент Абхазии Виталий Габния дает такие объяснения. По его словам, после признания Абхазии (Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру) появилось множество желающих получить гражданство «Страны души», и есть люди, его «купившие», в том числе, представители криминального мира Грузии, что негативно отражается на имидже республики.

Объяснение это видится тем более несостоятельным, поскольку оставшиеся в Абхазии грузины (они компактно проживают в Гальском районе республики) «сидят» тише воды, ниже травы. Если до войны грузины составляли половину населения Абхазии и жили на всей ее территории, то сейчас их там не более 20 процентов. Втрое сократилась численность этнических русских, в десять раз — греков и украинцев. Более остальных «сохранились» армяне, но и их сейчас активно «выдавливают».

Грузины, проживающие здесь веками, совершенно бесправны — у них с легкостью отнимают паспорта, дома, земли. Их склоняют к изменению национальности — в советское время часть мингрелов (субэтническая группа грузинского народа) практиковала «записываться» в абхазы, чтобы получить привилегии при поступлении в вуз или устроиться на престижную работу. Поэтому у большинства абхазов мингрельские фамилии, и «родного» абхазского языка они не знают. В общем, ситуация сейчас такова: максимум, на что может рассчитывать часть грузин в Абхазии — это получение вида на жительство, однако с нулевыми правами.

А если ситуация с обменом паспортов не улучшится, и с двойным гражданством россиян — тоже, то «нацмены» в Абхазии станут, в той или иной форме, жертвами местного режима. Говоря прямо — беспредела. Весьма интересным представляется вопрос, как намерена Россия защищать «своих» и намерена ли? Ведь у нее есть все рычаги давления на Абхазию. Достаточно сказать, что Россия ее содержит; она признала ее независимость и «защитила от грузин».

И если уж Россия не может со всем этим сладить, то что говорить о других? Грузия, по понятным причинам, защитить грузин в Абхазии не может. Аналогично сунуть нос в Абхазию не дадут и властям Армении, Украины, других стран, чтобы замолвить словечко за этнических украинцев, армян и прочих «наших», проживающих в Абхазии из поколения в поколение.

Чего боится Москва? Не чуждого абхазам антироссийского бунта? Или ею движет надежда, что вопрос с двойным гражданством россиян, обеспечением их прав все же будет «дожат», и в Абхазии останутся, наконец, только абхазы, граждане РФ и издавна проживающие здесь этнические русские. И тогда с первыми будет гораздо легче справиться?

Но если это так, абхазы легко и быстро не сдадутся. Если сдастся власть — ее в очередной раз попытаются свергнуть.