Posted 28 декабря 2016, 15:27
Published 28 декабря 2016, 15:27
Modified 31 марта, 00:42
Updated 31 марта, 00:42
В прессу просочилась информация о том, что экс-госсекретарь США Генри Киссинджер готовит для избранного президента Соединенных Штатов Дональда Трампа план нормализации отношений с Россией. Как стало известно, он подразумевает сближение Америки и России на фоне усиления Китая.
Немецкое издание Bild со ссылкой на свои источники утверждает, что один из пунктов этого плана предполагает отмену санкций против России. Сообщается также, что в сферу влияния Москвы должны отойти Украина, Белоруссия, Грузия и Казахстан. Далее следует весьма размытая формулировка, согласно которой Россия должна гарантировать безопасность восточной части Украины. США якобы также неофициально признают право России на Крым, хотя формально будут продолжать называть его украинским.
Таким образом, вероятно, будет задействована формула, которой Америка руководствовалась по отношению к странам Прибалтики, присоединенных к Советским Союзом в 1940 году. Напомним, что США вплоть до 1991 года формально не признавали территории Литвы, Латвии и Эстонии частью СССР, что не мешало Вашингтону в течение 50 лет развивать разносторонние отношения с Москвой.
В Кремле к информации о появлении «плана Киссинджера» отнеслись с заметным оптимизмом. «Безусловно, Киссинджер по-прежнему является одним из мудрейших политиков, экспертов, который, в том числе, обладает глубочайшей экспертизой в плане российских дел и в плане российско-американских отношений», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Проблема в реализации этих идей может состоять лишь в том, что президент США — это еще не все государство и даже далеко не весь американский истеблишмент. В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов дать прогноз относительно того, в каком объеме и насколько быстро в Вашингтоне могут быть реализованы идеи по сближению с Москвой.
Руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков, в первую очередь, отметил, что публикация в СМИ проекта плана Киссинджера преследует цель придать дополнительный политический вес аналогичным инициативам самого Трампа, учитывая авторитет экс-госсекретаря в американской политике.
До недавнего времени Трамп с его риторикой об улучшении отношений с Россией «выглядел в США достаточно одиноко, поскольку именно в этом вопросе среди американских политиков не было почти никого, кто бы его поддерживал», — пояснил эксперт.
В то же время, «Киссинджер — это такой человек, который говорит редко, но метко и которого и демократы, и республиканцы слушают очень внимательно», — отметил Шариков.
Принципиально Киссинджер не сказал ничего нового, продолжает специалист. «Но проблема Крыма (в отношениях РФ и США) так или иначе должна быть решена. Вряд ли Россия его отдаст, или Америка его признает, но могут быть другие взаимоприемлемые варианты», — полагает он.
Шариков уверен, что при реализации концепции новой внешней политики, в которой Россия уже не враг, а союзник США в их противостоянии с Китаем, «Трамп скорее всего столкнется с противодействием республиканцев и демократов в Конгрессе, поэтому насколько все эти инициативы удастся реализовать — большой вопрос».
Похожее мнение высказал и политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, одним из препятствий для планов новой американской администрации по улучшению отношений с Россией и разграничению с ней сфер влияния в мире, в частности, по передаче «под опеку Москвы» постсоветского пространства, станет часть республиканцев в Конгрессе во главе с сенатором Джоном Маккейном, а также конгрессмены от Демократической партии.
«Конгресс — серьезное препятствие, потому что секторальные экономические санкции против России вводил не президент Соединенных Штатов, а парламент», — напоминает политолог.
В связи с этим, как полагает Орешкин, действие санкций будет продолжено и после вступления Трампа в должность президента США 20 января. Однако персональные санкции, вводившиеся президентом Обамой, будут отменены.
По мнению Орешкина, предложения Киссинджера, направленные на улучшение американо-российских отношений за счет микширования проблемы Крыма и признания за Москвой права на сферу влияния в Украине, Белоруссии, Грузии и Казахстане, это как раз то, чего ждет Владимир Путин.
Орешкин высказал предположение, что «промосковская» позиция, которую занимает Киссинджер, вызвана его тесными связями с Россией в последние годы. В частности, политолог напоминает, что бывшего Госсекретаря США «нанимала Ketchum Inc — пиар-компания, много лет специализировавшаяся на улучшении имиджа Российской Федерации в Соединенных Штатах с помощью видных американских экспертов, которых привлекали для того, чтобы они лоббировали позицию России».
По прогнозу Орешкина, помимо Конгресса, планам по сближению с РФ внутри США, вероятно, будет противостоять и весь американский истеблишмент, включая СМИ, однако «сплоченной позиции американских медийных элит по этому поводу не будет».
Третьей сдерживающей силой, которая может противостоять внешнеполитической линии избранного президента США, «возможно, станет американский избиратель, поскольку сегодня мы не знаем, насколько идеи Трампа окажутся эффективны для американской экономики», — прогнозирует эксперт.
Александр Желенин