Posted 21 сентября 2016, 10:05

Published 21 сентября 2016, 10:05

Modified 31 марта, 01:49

Updated 31 марта, 01:49

Какие болезни скрывает Хиллари Клинтон?

21 сентября 2016, 10:05
Врачи кандидата в президенты США либо морочат публике голову, либо их надо дисквалифицировать, считает психоэндокринолог Михаил Богомолов.

В последнее время состояние одного из главных претендентов на пост американского президента активно обсуждается не только в США, но и во всем мире, порождая массу слухов и предположений. О том, чем может быть больна Хиллари Клинтон и как это скажется на ее политической карьере, в интервью «Росбалту» рассуждает психоэндокринолог, президент Российской диабетической ассоциации, учредитель Российской ассоциации психоаналитиков Михаил Богомолов.

— Штаб Клинтон продолжает утверждать, что у нее пневмония. Для этого имеются какие-то основания?

— Вероятность пневмонии есть, но достаточно небольшая. Если речь идет об инфекционном поражении дыхательных путей, не исключено, что у Клинтон — микоплазменная пневмония, начальная стадия которой развивается не так бурно. Хотя наиболее часто этот недуг поражает детей и молодых людей. А Хиллари Клинтон — уже 68 лет. Однако в этом случае болезнь действительно может развиваться медленно: надо учитывать и возрастную усталость, и то, что Клинтон постоянно находится в режиме психоэмоциональных и физических перегрузок.

Кстати, наиболее частый вид воспаления легких — пневмококковая пневмония — развивается остро, с высокой температурой и так стремительно, что человек зачастую просто не в силах встать с постели. Уже на второй-третий день после появления первых симптомов больная наверняка лежала бы с температурой 41-42 градуса и не могла бы не то что участвовать в каких-то мероприятиях, а даже просто самостоятельно доходить до туалета. И антибиотики, к слову, должны были ей назначить немедленно. Насколько известно, несколько раз у Клинтон возникал сильный кашель с першением в горле, когда она даже не могла говорить. Тем не менее, как сообщается, врачи начали антибактериальную терапию лишь после того, как симптомы «пневмонии» проявлялись уже более недели. В данном случае это огромный период — и очевидный нонсенс.

В итоге диагноз был поставлен с таким запозданием, что это само по себе заставляет задуматься: а что же с кандидатом в президенты США происходит на самом деле?

Если бы врач в российской поликлинике целую неделю не мог диагностировать пневмонию у 68-летней бабушки, то на него вполне можно было бы подать в суд. Придерживаясь соответствующих правил, он бы при первых же характерных проявлениях болезни простукал ее, прослушал, направил на анализы и рентген — и все бы сразу выяснилось. Даже рентгенолог, не видя пациента, а только имея на руках рентгенограмму, уже мог бы поставить первичный диагноз.

Ситуация с Хиллари Клинтон может вызвать у любого сведущего медика лишь настороженность и непонимание. И вывод, что либо таких горе-врачей надо дисквалифицировать, либо они просто морочат нам голову.

Не исключено, конечно, что у Клинтон просто старческая пневмония, обусловленная не микроорганизмами, а чем-то другим. В любом случае, похоже, это так называемый «трудный диагноз», как говорят терапевты. И общее впечатление, что тут очень много недосказанного.

— Какие еще странности в поведении Хиллари Клинтон бросаются в глаза?

— У нее на лице сменяется много различных мимических масок. Возможно, это связано с тем, что Клинтон периодически приходится декларировать вещи, с которыми она внутренне не согласна. Кроме того, она носит туфли с закрытыми носками, поэтому не видно кончиков пальцев ног, и прячет руки от камер и посторонних взоров. Такое поведение, кстати, вполне нормально и объяснимо для политика. Не секрет, что специалисты по НЛП, например, могут считывать по движениям пальцев — лжет человек или нет, и какие чувства он при этом испытывает. Однако отличить симптом, допустим, нервного расстройства или психической болезни от игры или действий профессионального политика достаточно сложно. Тем более, что люди такого ранга, как Клинтон, приучены превосходно маскировать свои чувства и состояние здоровья.

Тем не менее, думаю, можно с большей или меньшей долей уверенности говорить о признаках у Клинтон маниакально-депрессивного поведения.

— Что вы имеете в виду?

— Это уже из области психиатрии. Например, ее крайне резкие высказывания об оппонентах, в частности, о России, Китае и сторонниках Трампа. Хотя в предвыборной борьбе всякое бывает, но обычно политики такого уровня не допускают подобной агрессивности в отношении кого бы то ни было, будь они враги или партнеры. Им все равно приходится улыбаться, протягивать руку, перешагивать через «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу». Тот, кто на такое не способен, просто не претендует на высокие должности.

Можно было бы посчитать все это несдержанностью Клинтон или потерей самообладания. Но нестыковка в том, что агрессия за гранью фола невыгодна прежде всего ей самой и бьет по ее репутации. Здесь рациональная часть ее «я» по какой-то причине теряется, с явным перехлестом в сторону негативных неконтролируемых эмоций.

— А черные очки, которые Клинтон часто надевает в последнее время, — это прихоть, часть имиджа, или, как считают некоторые врачи, средство для коррекции заболевания мозга, например, постинсультных явлений?

— Это может быть средством защиты. При соответствующих навыках человек способен заблокировать движение некоторых мышц на лице, чтобы не раскрывать своего эмоционального состояния. Однако нельзя замаскировать движение зрачка: он все равно расширяется и сужается, происходит движение глазных яблок. В нейролингвистическом программировании есть специальный раздел, посвященный подобным явлениям. Например, по тому, как и куда человек смотрит, можно понять, говорит он правду или что-то выдумывает, вспоминает то, что было на самом деле, либо создает несуществующий слуховой или зрительный образ.

— На одной из фотографий в американской прессе видно, как личный врач Клинтон Лиса Бардак будто бы велит ей сжать пальцы таким образом, как это обычно делается во время неврологического теста. Эксперты замечают, что подобные тесты используют врачи, имеющие дело с пациентами, страдающими болезнью Паркинсона. Предположения, что Клинтон страдает этим недугом, высказываются давно. В частности, в 2012 г. она перенесла операцию в связи с тромбом в головном мозге. Тромб — кстати, уже третий по счету — возник после обморока, вызванного обезвоживанием. Первый у нее выявили в 1998 г. после скандала с Моникой Левински, а второй — в 2009-м, когда Клинтон упала в обморок и сломала локоть. По мнению ряда специалистов, болезнь Паркинсона вполне могла возникнуть из-за полученных осложнений. Вы согласны с такой версией?

— Явных симптомов болезни Паркинсона, на мой взгляд, нет. Но то, что Клинтон прячет кисти рук, или часто держит одну руку за другой, наводит на размышления. Это может делаться для того, чтобы не были видны проявления дрожательного паралича — синдрома паркинсонизма. А именно — тремор кончиков пальцев.

— В декабре 2012 г. Клинтон, помимо всего прочего, получила сотрясение мозга, когда упала в обморок и ударилась головой о тротуар. Есть версия, что причиной случившегося могло стать не обезвоживание, а тромбоз вен…

— Это заболевание действительно может вызвать потерю равновесия и даже обмороки. Из-за тромбоза могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания, спутанность мыслей, нарушение координации движений. Еще один симптом — приступы слабости с вероятным приближением внезапной потери сознания. Тромбоз может привести к инфаркту или инсульту, если его долго не лечить. А что касается отрыва микротромбов — это уж куда тромб пройдет. Если в мозг — значит, неизбежно отмирание частей мозга, что не редкость в таком возрасте. Не исключено, что в результате сотрясения мозга у Хиллари Клинтон и оторвался какой-то тромб. Но официальных данных об этом нет.

— Офтальмологи также считают, что падение в 2012 г. могло стать причиной диплопии — двоения изображения. В частности, не осталось незамеченным, что на протяжении всего 2013 г. Клинтон носила специальные очки для лечения этого заболевания.

— Есть множество самых разных заболеваний, в том числе и посттравматических (ущемление глазных мышц после перелома глазницы, сотрясений мозга, болезней и поражений ствола мозга и т. п.), способных в ряде случаев приводить к не только к диплопии, но и, например, к светобоязни. Движение глазных мышц нарушается и вследствие микроинсульта: скажем, один зрачок двигается, а другой нет, глаза становятся несимметричными. Светобоязнь может быть и симптомом ряда психических заболеваний.

Но все время в темных очках не проходишь, их рано или поздно придется снять. И тогда тайное станет явным.

— Также пишут о том, что у Клинтон — начальная стадия деменции. Например, в истории ее болезни, попавшей в Сеть, говорится, что после сотрясения мозга у пациентки участились провалы в памяти, неконтролируемые судороги и затемнение сознания на короткие периоды времени. До этого ей уже ставили диагноз «сложные частичные припадки»…

— Диагностировать у Клинтон деменцию может тот, кто, например, общаясь с ней, видит, что она стала, скажем, забывать имена своих родственников, или не помнит, как пройти к себе в спальню. Однако с ее кашлем это никак не вяжется. Кашель и деменция — явления независимые. Логичнее все-таки предполагать у пациента одну болезнь, а не две разных, возникших одновременно. Хотя, к примеру, у Брежнева было именно так — и это не мешало ему править.

— У него было много диагнозов?

— Достаточно, и в том числе — диабет второго типа, артериальная гипертензия, микроинсульты, множественные поражения ряда отделов головного мозга, деменция, микроинфаркт, инфаркты миокарда, атеросклероз с поражением аорты… Он умер в возрасте 75 лет, но не думаю, что в 68 лет, то есть в сегодняшнем возрасте Хиллари Клинтон, клиническая картина Леонида Ильича была намного лучше.

— Спикер Трампа Катрина Пирсон предположила, что Клинтон страдает еще одним серьезным заболеванием мозга — дисфазией. Основания для такого предположения дают последние наблюдения за ее поведением. Известно, например, что однажды в разгар очередной встречи с избирателями Клинтон, произнося речь, запнулась. При этом было похоже, что она забыла не только слова, но и где находится. Из транса ее вывел помощник, в руках которого был виден шприц для инъекций препарата, применяемого при поражениях головного мозга, неврозах и сильных расстройствах психики.

— Дисфазия — это, по сути, психиатрический диагноз. В его пользу может говорить то, что у Клинтон были серьезные поражения мозга.

— Наблюдатели отмечают и такие странности в ее поведении, как неконтролируемый смех за гранью приличия во время интервью, частые отлучки в туалет и т. п. Добавим сюда агрессию, о которой мы уже упомянули, обмороки, падения… Какой клинический портрет складывается по совокупности?

— Как минимум, сосудистые поражения передних отделов коры головного мозга, вероятно атеросклеротической, гипертонической или аутоиммунной природы. Для более точного диагноза надо видеть результаты анализов, но о них ничего не известно.

— Еще один гипотетический диагноз — психомоторная эпилепсия...

— Эпилепсией, как правило, страдают люди в возрасте до 40 лет. И, в силу особенностей этого заболевания, им не достичь таких карьерных высот, как Хиллари Клинтон. Хотя Юлий Цезарь и некоторые другие — исключение из этого правила.

— А может ли вообще 68-летняя женщина с явными нарушениями здоровья контролировать ситуацию и квалифицированно исполнять обязанности президента страны в течение как минимум 4-х лет?

— Если у нее действительно есть серьезные психоневрологические диагнозы, то, конечно, вряд ли. Только если она сыграет роль свадебного генерала — то есть если станет править свита. В истории человечества можно найти немало подобных примеров.

Беседовал Владимир Воскресенский

Подпишитесь