Мои впечатления после посещения «Алабуга Политех»
Почему наступил шок
Многие родители девятиклассников в раздумье. В какой колледж пойти получать образование и на кого учиться их ребенку в 2024 году, чтобы обеспечить достойное будущее?

Знаю, что это достаточно актуальный вопрос, поэтому решил поделиться мнением по поводу одного из российских учебных заведений, в котором я недавно побывал. Возможно, мои личные наблюдения помогут родителям подростков, закончивших девятые классы, и всем, кто интересуется состоянием среднего специального образования в России в наши дни. Итак, мне довелось побывать на образовательной площадке «Алабуга Политех», где проходят обучение студенты государственных колледжей. Сразу предупрежу, что это «Алабуга Политех» – проект особой экономической зоны «Алабуга», который создали для подготовки кадров заводов-резидентов, и его Владимир Владимирович Путин рекомендовал тиражировать региональным властям. Я слышал, что об этом проекте в интернете есть очень разные публикации, среди них попадаются, кстати, даже жесткие и негативные. Поэтому я и решил, воспользовавшись случаем (находился в Татарстане с рабочей поездкой), удовлетворить свое житейское и профессиональное любопытство – отправиться на небольшую экскурсию туда.

Первое чувство, которое у меня вызвало обучение в «Алабуга Политех», - настороженность. Прежде чем поехать, я подготовился: нашел информацию в Сети, в том числе рекламную, затем изучил негативные отзывы и, наконец, услышал реальные мнения людей.

Что меня насторожило: ради высокооплачиваемой специальности дети здесь, как я сначала подумал, лишались самого главного - свободного времени. То есть выглядело это, на мой взгляд, так: ребенок проснулся, встал, умылся, позавтракал - и вперед. Освободился. Пришел в комнату. Уснул. Каникул нет, только отпуск. Каждая минута расписана. Занятия, практика, учеба, командно-лидерские мероприятия… Свободное время в графике дня вообще вроде как отсутствует. Согласитесь, вырисовывается жутковатая картина. При этом на официальном сайте все супер: дуальная система обучения – та, которая считается самой современной и эффективной на сегодняшний день в мире, доход у студента аж 70 тысяч рублей, причем уже на первом курсе трудоустройство на высокооплачиваемые должности и далее по списку остальные выгоды и преимущества. То есть я столкнулся с двумя прямо противоположными точками зрения, меня это насторожило и разбудило исследовательский интерес.
Когда зашел в «Алабуга Политех», увидел, в принципе, то, что ожидал: всё в современной высокотехнологичной упаковке. Кругом фейс-айди, даже в гардеробе, где по нему выдают одежду. Персонал - вежливый, охрана - строгая, кругом чистота, современный интерьер.
Первое впечатление
Обеспечивает ли центр комфортную среду обучения?
Учебное заведение находится вдалеке от крупных мегаполисов. Для кого-то, в принципе, это может стать минусом. Хотя, с другой стороны, рядом расположен уютный город Елабуга с древней историей. То есть студенты при желании свои выходные дни могут посвятить изучению историко-культурного наследия X–XI веков, на рубеже которых и был основан город.

Встретили меня прямо на входе, у огромной видеостены, метра 3 в высоту и 8 в длину. Для меня, конечно, это удивительно, но ведь нынешнюю молодежь этим не удивишь. Такие стены используют повсеместно, в том числе на различных конференциях в Москве или Санкт-Петербурге. Кстати, сама презентация на этой стене была стандартная – та же, что и у них на сайте. Так что уделять время ее просмотру я все-таки не стал: зачем выслушивать по порядку то, что и так уже знаю? Мне хотелось посмотреть на все своими глазами, составить собственное мнение, и я, как говорится, взял быка за рога. Кстати, «Алабуга» в переводе с тюркского означает «пестрый бык», а это символ силы и могущества. В общем, я прямо и сразу озвучил свою цель – сказал: «Давайте вы мне, как папе, расскажете, как вы тут и чему детей учите и что у вас тут на самом деле происходит? Что обещаете и что даете?»

Выяснилось, что у них и на этот случай есть тоже свой вариант презентации. Жесткий, на мой взгляд, но все как есть, без прикрас. Называется «Папский вариант». Вот так мы и начали беседу.
Эдуард Яушев
Руководитель проекта научно-исследовательской лаборатории «Алабуга Политех»
«Заполняя все их время занятиями, мы не даем им отвлекаться на ерунду, — вот такой фразой начал свой рассказ Эдуард Яушев. — Сначала им тяжело, а затем они начинают ценить свое время и самостоятельно выстраивают свой день, учатся это делать так, чтобы им на все хватило времени. Мы им даем понять, что никто за них их задание делать не будет».
Поневоле студенты вынуждены применять тайм-менеджмент, зато у них сразу появляется свободное время. Только вот используют его они уже по уму. Да, жестко, зато это работает. Любому нормальному родителю такая система воспитания понравится, так как она дает результат.
Забегая вперед, скажу, что был очень удивлен: некоторые вещи, которые дети в 15–16 осваивают в «Алабуга Политех» за 2–3 года, способен научиться делать не каждый взрослый. Спросил у Эдуарда: «Почему так?» Он ответил следующее: «У них страха нет, потому что они не знают, что это реально сложно. Поэтому осваивают быстро и легко. Например, после первого курса ребенок сам может сделать у себя в доме электрику, всю полностью сам. Сделает проект, рассчитает мощность, сделает монтаж, проверит правильность подключений – все под присмотром взрослого, естественно. Далее инженер может прийти и смело подключать к сети».

Абитуриентом, в принципе, может стать любой вчерашний девятиклассник и уровень его знаний принципиального значения иметь не будет. Как рассказал мне Яушев, у них есть и стобалльники, и те, которых приходится подтягивать практически по всем общеобразовательным предметам. Однако эти ребята умеют коммуницировать и нестандартно мыслить.
Второе яркое чувство, которое появилось при посещении «Алабуга Политех», — удивление. Только представьте: роботы, предназначенные для сборки современных автомобилей, забивают гвозди в деревянные поддоны! Первая мысль: не должны же средства так иррационально расходоваться! Мы же, родители, твердо убеждены, что забивать гвозди в поддоны должен разнорабочий за 40 тыс. руб. в месяц, потому что это дешево и сердито, но никак не инновационные роботы. Здесь мне как раз и пояснили, что технология (читай «автоматизация») - не что иное, как ключ к масштабированию. Мы ведь привыкли мыслить стереотипами, поэтому и удивляемся развитой Европе, богатой Америке и темпам развития китайской экономики. А в основе успеха развитых и богатых стран лежат технологии, или, проще сказать, знания. Так, например, в США во второй половине прошлого века был вообще принят закон, по которому если предприниматель приобрел и зарегистрировал патент в американской юрисдикции, то все инвестиции ему возвращались из бюджета. Поэтому в Америке в XX веке сконцентрировались все передовые технологии мира. Результат: «Майкрософт», «Гугл», «Эппл» зарегистрированы в США.

Признаюсь: «робоподдоны» меня заинтриговали и я решил разузнать о них побольше. Узнал, делюсь информацией.
«Робоподдоны» - это высокотехнологичный производственно-образовательный комплекс, который «Алабуга Политех» создала специально для обучения студентов. Здесь цель не прибыль, цель - квалифицированные специалисты.
Обеспечивает ли центр комфортную среду обучения?
Услышал, кстати, вот такую историю: «Сидим мы как-то со студентами первого курса «Аэронавигация и программирование БПЛА», и вдруг камера, которая стояла неподвижно долгое время, вдруг начала двигаться. Хотя и не должна была, не было в ней такого функционала. Оказалось, что это подростки, которые учатся на этом курсе, решили пошалить! Они ее разобрали, собрали и научили двигаться».

То есть студенты по итогу настолько продвинутые, что могут забраться в любой прибор, начиная от робота-пылесоса и заканчивая электромобилем, перенастроить там все, и это будет работать по-другому. Ребята, поступающие сюда после 9-го класса, уже понимают природу этих вещей, природу искусственного интеллекта.
Какой подход применяется при обучении нового поколения?
Может, это звучит громко, но эти дети мыслят не как мы с вами — линейно. Они другие. Да и мир сейчас другой. В нем первым становится не тот, кто хорошо с топором управляется, а тот, кто может быстро и качественно автоматизировать процесс валки леса.
Мы с вами уже все, к сожалению. Потому что для меня забивать гвозди в поддоны должен разнорабочий за 40 тыс. руб. в месяц, а для них – робот за несколько миллионов. И то и другое правильно в определенной ситуации. Только если мы хотим стать передовой технологической державой, то нужно придерживаться второго, а к первому мы всегда вернуться успеем. В «Алабуга Политех» это, видимо, поняли, поэтому и решили готовить специалистов с новым мышлением, которые должны успешно развивать экономику страны в ближайшие 20–30 лет. И отмечу, что для этого в обучение востребованным специальностям вложены действительно огромные средства.
«Мы – работодатель, и мы поняли, что на рынке труда мало квалифицированных рабочих. Мы решили их готовить в «Алабуга Политех», другого варианта не было», – так начинает каждую свою экскурсию Эдуард Яушев.

Кстати, вы не задумывались, почему на заводах острый дефицит кадров? Причин несколько, и они действительно лежат на поверхности
1
Первая причина – недостаток практического опыта.

Кандидат может иметь несколько технических образований, но какой смысл в дипломах, если специалист только в теории знает, как управлять роботами, а показать это на практике не может.
2
Вторая причина – психологическая незрелость молодежи.

Шансы устроиться на достойную работу малы и у тех, кто не готов работать в стрессовых условиях, брать на себя ответственность за результат. Нынешние выпускники в большинстве случаев, увы, не умеют договариваться и работать в команде, а ведь в современном мире эти качества ценятся едва ли не больше, чем профессиональный опыт.

«В 25 лет многие молодые люди позиционируют себя как дети. Для родителей, для государства. У них в голове лишь бы погулять, повеселиться. Они думают, что сейчас придут на работу, им будут платить деньги, им все всё должны, но они не будут ничего делать сами. Так не бывает», - прямо говорит Эдуард Яушев.
3
Третья причина – нет налаженной связи между работодателем и учебными заведениями.

К этому выводу, кстати, пришли сами работодатели. Они наконец-то осознали, что лишь крайне небольшой процент людей с дипломами получает высокооплачиваемую работу.

«Образование и работодатель не слышат друг друга. Работодатель просит кадры, а образование ему отвечает: «Ну скажите, как нам учить». А работодатель думает, что вузы и колледжи знают, как учить. Но в том-то и дело, что образовательные учреждения абсолютно не знают, какой специалист нужен современному производству», - говорит Эдуард Яушев, и я с ним в очередной раз полностью согласен.
4
Четвертая причина – школьникам не объясняют, что технологии и производство – основа экономики нашей страны.

За школьной партой подростки получают знания по основным предметам. Но они не понимают, куда бы хотели поступить, кем работать и чего достичь в жизни. Более того, некоторые из них в принципе недооценивают современное производство, полагая, что там мало платят, и воспринимают такую работу как нечто унизительное. Потому-то в России так много молодых людей, которые хотят стать известными блогерами, артистами и психологами, а в реальной жизни вынуждены лезть из кожи вон, чтобы победить в конкуренции на рынке труда со своим стандартным образованием, которое они получили в бесплатном колледже или техникуме.
Третье чувство, которое я испытал, побывав в стенах «Алабуга Политех», – шок. И это чувство стало окончательным и поразительным. Объясню: мы привыкли по Первому каналу, в различных государственных медиа видеть массу красивых картинок, слышать много высоких патриотических слов, но либо ничему этому не верим, либо стараемся не понимать, не вникать, что за этим стоит, порой вплоть до полного отторжения. Но когда стоишь в этом татарском поле (ведь это Республика Татарстан, хотя и третий по уровню промышленного производства регион России) и видишь такое количество производственных мощностей, сосредоточенных в одном месте!
На каком оборудовании обучаются студенты?
Так что я ходил по просторным холлам, современным, оборудованным классам и лабораториям «Алабуга Политех», удивлялся, восхищался. Логично было бы задаться вопросом, а сколько все это стоит, но такого вопроса у меня не возникло. Я видел, что тут все настоящее, как на производстве. Ну как бы есть с чем сравнивать. Да, стоит все это очень дорого, и это я знаю. Но, грешным делом, подумал: возможно, они так осваивают бюджет. И тут же сам себе возразил, как старый махинатор: «Ведь для этого есть и схемы попроще!» А тут еще Эдуард Яушев в свойственной только ему манере остановки сознания собеседника добавил: «Вот здесь мы купили новые химические анализаторы. Попросил резидент ОЭЗ, чтобы были такими же, как и те, которые они сейчас используют на производстве».

Представьте, что получается: дети сразу начинают учиться на самом современном оборудовании! Когда это такое было в России? Вспоминаю фильм «Каникулы Кроша» (1980 г.), где московскому школьнику Сергею Крашенинникову на производственной практике выдали самый старый и убитый «газон» автобазы. Спасибо вам, Эдуард! Снос моего сознания произошел. Очередной советский стереотип воспитания разрушен! Вообще, чем больше я ходил по «Алабуга Политех», тем больше понимал, что им (государству) ой как нужны новые люди с совершенно новым мышлением. Поэтому чем больше денег здесь будет вложено в образовательный процесс, тем больше вернется в казну, причем на порядок больше, и это чистая логика. А вложено их здесь, судя по качеству и уровню оснащения аудиторий, очень-очень много. Хорошая инвестиция? Думаю, что да.
Что такое новая государственная стратегия?
Наверное, надо пояснить, что такое ОЭЗ «Алабуга». Это 38 современных заводов, на которых работает более 17 тысяч человек! А вокруг есть еще и другие мощные производства! Я видел огромный химкомбинат, где-то рядом работает мощный НПЗ. Недалеко (относительно) КАМАЗ… И вот в момент, когда все это наблюдаешь, начинаешь понимать: это не просто слова, это государственная стратегия.

Мы все давно живем потребительской философией: «Нам все должны», «Меньше работать — больше получать», «Сладко есть, крепко спать». Иногда мы даже готовы добросовестно работать 6–8 часов в день, 5 дней в неделю, но в силу возможностей и желания. И вдруг оказывается, что это все неправильно. Это философия в лучшем случае премудрого пескаря, в худшем случае Емели, который на печи ездил... Оказывается, реальная жизнь – она другая. Она высокотехнологичная, основанная на знаниях и умениях этими знаниями пользоваться. И то, что нам показывают в зарубежных и запрещенных (сегодня) соцсетях, это такая же пропаганда, как и на Первом канале. Два края, так сказать. Только в социальных сетях все красиво и сладко, поэтому такую картинку принимать легче, а на Первом канале все красиво и скучно, поэтому мы его и не смотрим. А истина – она где-то посредине. Не буду говорить, что в «Алабуга Политех» все идеально. Но здесь как минимум пытаются найти истину, и это дорогого стоит.
Отказ от Емелиной философии
Так звучит девиз «Алабуга Политех». Вообще, когда заезжаешь в на территорию ОАЗ «Алабуга», то первое, что видишь, - огромная пирамида из каркас-монолита с моделью космического корабля «Буран» на самом верху. Далее, в холле «Алабуга Политех» тебя встречают семь скульптур, начиная с египетского фараона Аменемхета III и заканчивая Иосифом Сталиным. Но не о личностях и их заслугах я хотел бы сказать, а об идеологии. Ведь она исчезла в свое время вместе с профориентацией из системы образования. И если первую в 2023 году вернули в школы, то вторую я увидел только здесь. В «Алабуга Политех» уделяют серьезное внимание патриотическому воспитанию студентов, не стесняются говорить о возрождении страны. Мало того, они призывают это делать студентов. Они им предлагают даже возглавить этот процесс и встать в один ряд вместе с великими (восьмое место около семи скульптур в холле свободно).
«Курчатов, Королев и Сталин живут в твоей ДНК»
Ежегодно сюда приезжают известные историки и читают студентам лекции в большом спортивном зале о значимых событиях из прошлой жизни страны. Кроме того, ребята занимаются реконструкцией сражений Великой Отечественной. Руководство «Алабуга Политех» постоянно обращает внимание, что у России есть великое прошлое, есть достойное настоящее и что, каким будет будущее у страны, зависит именно от них.

Меня поразила реальная заинтересованность личностями студентов в «Алабуга Политех». Вот лишь одна деталь: профпробы, которые активно внедряются перед поступлением на дуальную программу. Работодателю не жалко дать поковыряться в оборудовании, зато у него будет реально заинтересованный в профессии специалист. Тесты тестами, но пока ручками не попробуешь разобраться, что к чему, вряд ли поймешь свое истинное призвание. На словах и швец, и жнец, а на деле в коде запутался, и вот тебе уже не хочется быть модным программистом, зато провода правильно подключил – оказывается, электромонтаж поинтереснее будет.
Здесь готовят высококлассных специалистов, которые, поступив сюда после 9-го или 11-го класса, уже в 17 лет станут высокооплачиваемыми сотрудниками, в отличие от своих сверстников из типовых колледжей, которые, возможно, в начале своей карьеры будут вынуждены зарабатывать в доставке или общепите или нарабатывать опыт и навыки при минимальной оплате труда по полученной специальности. В то время как некоторые из выпускников «Алабуга Политех» уже работают руководителями.
Вот Руслан Трапезников — один из первых выпускников «Алабуга Политех». Как и все ребята, он поступил учиться на первый курс по направлению «Промышленная автоматика» и сразу начал работать. Сейчас ему 20 лет, он уже вырос до руководителя проекта в ОЭЗ «Алабуга».
Ставка на человеческий ресурс
Руслан Трапезников
Один из первых выпускников «Алабуга Политех»
«Если бы я поступил в обычный колледж, я бы работал доставщиком. У меня есть знакомые, которые закончили ЕПК без «Алабуга Политех», потом отслужили в армии. Сейчас развозят продукты, а кто-то вообще работает в пиццерии».
Основа методологии обучения - естественное желание честно работать и зарабатывать, поэтому она позволяет раскрыться потенциалу человека. То есть все просто: здесь увидели, что есть перспектива экономического роста России. Чтобы все заработало, нужны ресурсы. Человеческий оказался самым важным. Земля есть. Энергия есть. Материал и технологии тоже. Людей, умеющих работать, нет! Поэтому, изучив опыт, было принято решение на базе существующих в Елабуге колледжей готовить специалистов по системе дуального образования. Учить и сразу закреплять навыки на практике согласно требованиям будущих работодателей. Так что сразу после обучения получается готовый к полноценной работе специалист. Сокращается срок его адаптации на производстве. Если после обычного колледжа требуется 2–3 года плюс время на получения сертификата на доступ к оборудованию, то после дуального образования выпускник сразу начинает полноценно трудиться.

Вы, конечно, можете упрекнуть меня в излишнем приукрашивании проекта «Алабуга Политех» и даже сказать, что это, мол, реклама. Что же, вы имеете на это право, но я советую вам лично познакомиться с этим проектом. Уверен, что после знакомства у вас, как и у меня, появится непреодолимое желание поделиться своими впечатлениями, и, скорее всего, они будут такими же, как и у меня. В России много хороших средних специальных учебных заведений. Во многие высокий конкурс и сложно попасть на бюджетные места. Каждый может выбирать свой путь профессионального роста. Я просто поделился своими наблюдениями. В отличие от других систем существующего обучения меня удивило, что здесь стараются воспитывать взрослых целеустремленных людей. Это, наверное, основное отличие от других учебных заведений, где основная ставка делается на знания. Инфантилизм поразил общество. Взрослые дяди и тети в 35 лет ведут себя как дети малолетние. Хотят всего и сразу, при этом напрягать свои организмы считают излишним. Должно само к нам прийти. Как в детской игре. Что нам стоит дом построить?
Поэтому в «Алабуга Политех» решили брать детей и сразу задавать им нужное направление. Результат ошеломляет. Наверное, так и должно быть. Как думаете?
Отправляясь на прогулку по территории образовательного центра, ожидал увидеть уставших, измученных учебой и работой детей с сонными глазами. Не увидел. Напротив, видел серьезные, сосредоточенные, хоть и детские, лица. Усталости на них не было, зато явно был интерес. Мне, кстати, очень запомнилась фраза из презентации: «Если вам здесь понравится, а вашему чаду это не надо, то не присылайте его насильно! Потому что был тут один родитель: все выслушал, все оценил и в приказном порядке решил своего ребенка на воспитание отправить. Но ничего хорошего из этого не получилось. Студент просто стал все саботировать – не хочу, не буду и так далее».

Иными словами, все оказалось проще, чем я ожидал. Здесь обучение построено на интересе детей и их тяге к новым знаниям, плюс у них есть возможность заработать свои первые деньги. В общем, если у ребёнка есть желание, то будет результат.
Постскриптум
Заводов в России как грибов после дождя, и их количество не перестает расти, потому что страна взяла активный курс на импортозамещение, а грамотных специалистов не хватает. И теперь на рынке труда конкурс не на место, а на сотрудника. Тем не менее образование и работодатель продолжают жить в разных реальностях.

Даже президент России Владимир Путин в одном из выступлений отметил, что заводов и предприятий в России гораздо больше, чем квалифицированных кадров, готовых выполнять многопрофильные задачи, управлять бригадой рабочих и работать со сложными IT-системами. Видимо, поэтому президент поддержал идею дуального образования, разработанную в ОЭЗ «Алабуга»: предложил раису Республики Татарстан Рустаму Минниханову тиражировать данный опыт и на другие регионы.