Posted 1 июня 2022, 06:01

Published 1 июня 2022, 06:01

Modified 1 февраля, 18:27

Updated 1 февраля, 18:27

«Даже в отпуске скучаю по работе и верстаю во сне»

1 июня 2022, 06:01
Книжный рынок в России — сложный и молодой, но опыт, полученный в такой среде, особенно ценен, отмечает арт-директор издательства Clever Лилу Рами.

Она родилась в провинции, сразу после школы переехала в Москву и работала в «Макдоналдсе», одновременно штурмуя престижные вузы. Начав с должности верстальщицы, выросла до одного из лучших в стране графических дизайнеров. Стала арт-директором, возглавила экспансию за рубеж и помогла издательству попасть в Топ-5 лучших в России. Звучит как сценарий популярного сериала, но это — реальная история жизни арт-директора издательства Clever Лилу Рами.

— Лилу, расскажите, с чего все начиналось? Вы с детства мечтали стать графическим дизайнером?

— Я выросла в творческой семье — моя мама художница, которая нигде не училась этому, но рисовала с самого детства. Когда я родилась, она работала художником-бутафором в кукольном театре в Махачкале, а потом — в Русском драматическом театре имени Горького. Я была ее хвостиком и поэтому выросла за кулисами театра: мама рисует — я сижу рядом, пишу маслом, в 6 лет у меня уже были свои холсты. К средней школе я умела все: лепить, делать маски, бутафорские игрушки, рисовать, шить и делать коллажи. С 14 лет рисовала задники для спектаклей, помогала маме с заказами на изготовление рекламных баннеров — их тогда еще не печатали на станках. На рынке покупали желтую ткань, резали и на ней писали метровыми буквами от руки.

Дома постоянно была творческая тусовка, но я не собиралась себя с этим связывать. В старшей школе усиленно готовилась к поступлению в медицинский университет. Эта тема меня манила, в 10-11 классе я активно учила химию, биологию, получала одни пятерки и готовилась к экзаменам. Но поступить в «мед» в Махачкале бесплатно невозможно, а больших денег у нас не было.

Запасным вариантом было изучение иностранных языков. Но когда я училась в выпускном классе, мои рисунки увидела выпускница знаменитого «Полиграфа» (Московского государственного университета печати) и дизайнер журнала Marie Claire — и посоветовала мне поступить на факультет дизайна.

Делать в Махачкале было нечего, у нас с мамой на двоих было 4 ставки в театре, но мы все равно жили бедно. Посоветовались с семьей и решили перебираться в Москву. Буквально в день школьного выпускного я забрала аттестат и мы сразу сели в поезд.

— Как быстро удалось поступить в вуз? И в целом трудно ли было адаптироваться в Москве?

— В 2005 году, в 17 лет я оказалась в огромном городе, где нужно было ориентироваться самой. Первые четыре месяца проработала в McDonald’s, где смены иногда продолжались по 10-12 часов. Похудела на 4 килограмма, хотя думала, что будет наоборот. Жили мы в Подмосковье на Теплом стане, а на учебу ездить надо было на «Войковскую», то есть дорога занимала два часа.

У меня не было художественного образования, и в первый год, конечно, экзамены были тренировочными. Я стала готовиться к поступлению на вечерних курсах для абитуриентов в этом же университете, где училась штрифтам, живописи, композиции и рисунку, прозанималась там два года. В итоге поступила на платное, потому что был огромный конкурс, а мне не хватило пары баллов. Мама настояла, хотя мне было ужасно жалко ее денег — тогда для меня это была колоссальная сумма.

Я работала до девяти вечера, после ехала в университет и была там до полуночи, а потом еще два часа добиралась до дома. Все это очень выматывало, плюс в «Полиграфе» мне не была близка программа обучения — хотелось изучать компьютерную графику, дизайн, а не только рисовать. Последней каплей стало то, что преподавательница по истории сказала, что с моей фамилией надо было сидеть у себя в Дагестане, а не лезть в Москву, где я якобы «занимала место русских студентов».

Мама уговорила меня перейти в БВШД. Это филиал Британской школы дизайна в Москве, где учат фотографов, иллюстраторов и дизайнеров. Я училась на курсе «Дизайн периодических изданий» под руководством Екатерины Кожуховой, лауреата конкурса «Обложка года — 2006», члена секции «Промграфика» Союза художников Москвы. Учебу я довольно успешно совмещала с работой дизайнером в издательстве Gameland, где занималась журналами TotalFootball, Onboard, Mountainbike и Skipass.

— С чего начался путь в профессии? Первая работа — это была случайность или осознанный выбор?

— В 2006 году мой двоюродный брат работал арт-директором в издательстве Gameland, которое выпускало тогда огромное количество журналов. Он стал меня понемногу направлять — объяснял, как работать с программами, с чего начинать. Потихонечку стала вникать, окончила компьютерные курсы, в итоге брат предложил поработать в Gameland верстальщицей. Начинала с крошечного оклада и совсем простых заданий: вносила правки, занималась технической подготовкой файлов к печати и версткой. Через время меня заметили, оценили способности и поручили работу дизайнера, я стала делать макеты журналов TotalFootball и Onboard. Параллельно в 2010 году окончила «Британку».

В один прекрасный день узнала, что мой начальник увольняется. Спросила, кто же теперь будет арт-директором, а мне говорят: «Ты!» Меня эта новость сначала страшно напугала, но оказалось, что я действительно уже все знаю и умею. На тот момент дизайн журнала TotalFootball был только на мне: совмещала работу графического дизайнера и верстальщика, даже сдавала номер в печать, то есть одна работала за целую команду. Позже смогла нанять и младшего дизайнера. К счастью, у меня были хорошие знакомства среди выпускников БВШД и с этим не было проблем.

Занималась также рекламными спецпроектами с Nike, Adidas и Samsung. Зачастую они и другие клиенты просили подготовить макеты за них, я очень быстро делала рекламные развороты и согласовывала дизайн, в том числе поэтому нашу редакцию очень любили рекламодатели. У нас было очень комфортное взаимодействие.

— Из спортивного журнала вы перешли в издательство детской литературы. Как это произошло?

— В сентябре 2011 года сменилась команда Gameland и мне захотелось попробовать свои силы в другом направлении, я уволилась и взяла небольшой творческий отпуск. Правда, он совсем скоро закончился — через неделю через бывшую коллегу узнала, что издательство Clever ищет графического дизайнера. Я подумала, что было бы интересно поработать над детскими книгами. Съездила на собеседование, куда привезла огромную стопку своих работ. Но только успела рассказать про свой опыт и учебу — а уже через полчаса мне предложили выйти на работу в ближайший понедельник.

В первое время у нас был один кабинет, где сидели всего несколько человек, остальная небольшая команда работала на удаленке. Мы издавали три книги в месяц — это примерно 1% от нынешнего объема. Сейчас в издательстве 150 сотрудников.

Каждый год выпуск книг удваивался, и в 2013 году наняли мне в помощь дизайнера — так начала расти моя команда. В общей сложности за 10 лет в Clever под моим управлением в дизайн-студии было около 30 человек. Каждый работал продолжительное время, кто-то вырастал и уходил на более высокие должности, кто-то переходил в другую сферу.

Книжная среда не очень большая, все друг друга знают, так что в основном подбираю сотрудников по рекомендациям знакомых, «Хэдхантер» тут мало поможет. Это очень специфическое направление дизайна, обязательно нужно любить книги, а тем более в детском издательстве. Набирая новых сотрудников, собеседую десятки кандидатов и выбираю лучших из лучших. Сейчас в моей команде шесть человек — дизайнеры и верстальщики, плюс еще курирую работу около сотни иллюстраторов-фрилансеров.

— За 10 лет в Clever вы создали дизайн для тысяч книг. Как за это время развивалось издательство и в чем состоял ваш вклад?

— Если брать цифры, то за 2011 год мы выпустили 63 книги, в 2013-м — 142, а в 2019-м — уже 455. К книжкам-картинкам, которые выпускались в первые годы, добавились учебники, художественная литература, книги для подростков, для родителей, книжки-картонки для малышей и многое другое.

Я отвечаю за все, что касается выбора книг и их оформления. Итоговое решение принимает вся команда, у нас дружеская идемократичная атмосфера. Со мной советуются и по поводу текстов, спрашивают мое мнение о попадании в ЦА, нередко участвую в придумывании названия для книг.

Многое из того, что я предлагала, в результате выстреливало и приносило хороший результат. Например, я очень настаивала на издании серии книг про великих людей «Вдохновляющие истории», она стала очень успешной, и все тиражи, а это десятки тысяч книг, были полностью распроданы. Книга про Фриду Кало, для которой я выступала соавтором, стала победительницей всероссийского конкурса «Книга года — 2019».

Серию «Истории удивительных женщин» также стали издавать по моей инициативе и она оказалась очень популярной, мы продали не один тираж. По следам этой серии мы издали собственную книгу для детей, где собрали истории 50 великих женщин России: «Истории для маленьких мечтательниц».

Очень важно, чтобы у маленьких девочек были яркие достойные примеры перед глазами. Примеры женщин, которые добились всего, что хотели, несмотря на войны или запреты в их профессиях. Я постоянно настаиваю на том, чтобы мы издавали подобные книги и их было больше, чтобы популяризировать эту тему среди читателей.

Феминизм в России только-только начал заявлять о себе, и я чувствую личную ответственность, делая эти проекты, так как именно через дизайн и иллюстрации можно заинтересовать аудиторию такой сложной темой.

Также я регулярно представляла издательство на международных книжных выставках в Болонье в 2014, 2015, 2017, 2018, 2019 годах и во Франкфурте в 2014-м и 2015-м, где на многочисленных встречах занималась отбором иностранных книг для перевода и издания в России, общалась с иллюстраторами и рассказывала партнерам о наших проектах. В этих выставках принимают участие более 7000 издательств из более чем 100 стран, их посещают более 200 000 гостей и более 5000 аккредитованных журналистов и блогеров. С 2017 года мы ездим на выставки со своим стендом, где представлены хиты издательства Clever.

— Вы выпустили ряд книг и в качестве автора. В чем их особенности?

— Всего я стала автором около десятка книг тиражом более 200 тысяч экземпляров. Некоторые стали бестселлерами не только в России, но и в мире — книга «Найди и покажи. Животные», которая успешно продается на Amazon, была переведена на 4 иностранных языка, а «Мои любимые животные. 15 книжек-кубиков» переведена на 13 языков. Серию «Найди и покажи» я создаю со своей коллегой, вместе мы продумываем персонажей, интересные и смешные задания для читателей, чтобы детям было весело и познавательно.

— Можно сказать, на российском рынке вы всего добились, к чему стремитесь дальше? И в чем секрет вашего успеха?

— В России не так много детских издательств, их можно пересчитать по пальцам двух рук, а успешных среди них еще меньше. Внутри издательства я достигла максимума, я стала членом правления и теперь могу развиваться только вместе с издательством, то есть увеличивать количество наименований, допечаток и объемы тиражей.

Хотелось бы набраться больше международного опыта — там, где рынок старше и больше, и не удаленно, а изучить его лично. Перенести накопленный опыт за границу и там его успешно реализовать — у меня для этого есть все компетенции и огромное желание. Книжный рынок в России — сложный и молодой, каждой книге нужно пробиваться через жесткие условия, но опыт, полученный в такой среде, особенно ценен.

Проработав графическим дизайнером более 15 лет, я поняла, что не ошиблась с делом жизни. Даже в отпуске начинаю скучать по работе, во сне верстаю. Судя по тому, с какой скоростью я делаю обложки для книг и как легко мне даются необычные форматы, новые направления, разные возрастные аудитории — этот выбор правильный. Я вижу, куда еще можно расти, развиваться, и мне не надоедает моя специальность.

Дальше хочется покорить международный рынок и привнести свой опыт в еще более сильную и конкурентную среду — например, в США, где передо мной откроются новые вызовы и возможности и я смогу сделать еще больше выдающихся проектов как графический дизайнер без границ.

Беседовала Дарья Истомина

Подпишитесь