Posted 18 ноября 2021, 09:50
Published 18 ноября 2021, 09:50
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Карьера в «сладком» бизнесе: мечта, или тяжелая работа? В этой сфере, как и во многих других, «своя атмосфера», свои подводные камни, например, огромная конкуренция: зефир, вафли, пирожные и прочие вкусности выпускают 710 заводов, и неподдающаяся счету орда мелких предприятий. Стать лидером на таком рынке — нетривиальная задача, но, тем не менее, решаемая.
Гор Степанян — один из тех уникальных людей, кто смог вывести свое предприятие («Тореро») в лидеры продаж, создал бренды и продукты, ставшие популярными в России и странах СНГ, признанные лучшими на международном уровне. Сегодня эти продукты можно найти на полках крупнейших торговых сетей страны, таких как Ашан, Магнит, Лента, Х5. А коммерческий директор «Тореро» вместо того, чтобы пожинать плоды своего труда, работает над новым ассортиментом, его позиционированием, брендами и успевает делиться опытом с «коллегами по цеху». Гор говорит, что бизнес — как спорт: требует подготовки, результаты появляются поэтапно, а после рекорда нужно начинать работать вдвое больше, чтобы не опускать планку.
Подготовка
Свой подход к работе, как утверждает Гор Степанян, он начал формировать еще с раннего возраста, с помощью… каратэ. Черный пояс, звание мастера спорта, семикратного чемпиона родной Армении, и чемпиона мира среди юниоров не могло не наложить своего отпечатка на личность. И самое главное здесь — дисциплина. Без которой ни в спорте, ни в бизнесе невозможно достичь высоких результатов. Также, спорт дал возможность путешествовать с детства, и воспринимать мир без границ, как единое целое. Своему образованию Гор посвятил много лет, обучаясь в пяти топ-университетах четырех разных стран: это Российско-Армянский (Славянский университет) и Американский университет в Армении, Школа Управления Ланкастерского университета в Англии, университет Сент Галлен в Швейцарии, и Московская Школа Управления Сколково в России.
«Академическое образование и бизнес-образование, несомненно, дали мне превосходную базу для построения успешной карьеры. Но практика — лучший учитель».
Unilever стал первой международной компанией в сфере FMCG, где молодой коммерсант и руководитель смог себя показать. Появившись, как участник программы Unilever Future Leaders Program (UFLP), он сразу же показал, что намерен не просто пройти «программу будущих лидеров» и уйти, а получить серьезную должность в компании. Гор Степанян прошел программу раньше других, и сразу же получил место руководителя — в департаменте продаж категории «Мороженое» в РФ. Следующие несколько лет были посвящены изучению и реализации различных стратегий продаж, разработке собственного стиля управления, который впоследствии оценила компания «Тореро», делая «вкусное» предложение Степаняну.
«Мой переход в российскую компанию, в „Тореро“, был для меня и моей карьеры как важным, так и рискованным шагом, так как у меня были возможности для развития карьеры внутри Unilever, как в России, так и в глобальной команде, в Роттердаме. Для осуществления перехода в новую компанию было несколько ключевых факторов для меня, и один из них — это огромные бизнес-амбиции, которые я увидел в долгосрочной стратегии развития компании. Я понимал, что будет очень интересно с точки зрения профессионального развития, но и понимал огромную ответственность, которую я должен был нести».
Рывок
Первые полгода в «Тореро» были достаточно сложные с точки зрения понимания бизнес-процессов компании, поскольку российский подход к ведению бизнеса сильно отличался от западного, к которому привык Степанян. Однако за это время он успел выстроить структуру коммерческого департамента, усилить команду и переобучить сотрудников. Параллельно шла работа по замене ассортимента: около 20% товаров Гор в принципе убрал из ассортимента, началась разработка новых, востребованных продуктов. И главное: компания начала широкомасштабный ребрендинг, поскольку в предыдущие годы, после нескольких хаотичных попыток что-то изменить в позиционировании, по мнению нового коммерческого директора, утратила всякую индивидуальность и не имела единой концепции.
«Процесс ребрендинга занял почти 6 месяцев. Мы провели полный цикл разработки, от маркетинговых исследований, выработки гипотез, до создания дизайна для всего ассортимента бренда. Вся концепция бренда и его дизайна были сформированы вокруг четко выделенной целевой аудитории — поколения Y. Я хотел получить бренд, который бы стал на полке мучных кондитерских изделий первым ярким и молодежным брендом, нацеленным на удовлетворение потребностей молодых людей. После ребрендинга мы очень быстро увидели результат. Продажи бренда „Torero“ выросли на 25-30%».
Узнаваемость продукта и усилия Степаняна на международных встречах привели к тому, что уже в следующем. 2019 году продукция «Тореро» вышла на широкий экспорт в более чем 10 странах. Рост продаж был просто фантастический: если в России процент прироста был двузначный, то в экспортных странах и вовсе трехзначный. Именно тогда состоялось первое признание уникальности подхода и заслуг Гора Степаняна профессиональным сообществом: его внесли в список Топ-100 влиятельных персон в мучной кондитерской индустрии РФ по версии специализированного журнала «Мучные кондитерские изделия». Параллельно медали получала сама продукция «Тореро», став «Лучшим продуктом» на международной выставке продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо 2020».
«Начиная с 2019 года, я многократно получал благодарственные письма и грамоты многих ведущих отраслевых организаций, таких как Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) и федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России (Агроэкспорт) и т. д. Для меня очень важно, что наши бизнес результаты также высоко оцениваются бизнес-сообществом, так как это напрямую влияет на профессиональный имидж компании и ее руководителей и сотрудников».
Оценка
Грамотный управленец должен постоянно «держать руку на пульсе», и участвовать в жизни профессионального сообщества, — в этом убежден Гор Степанян. Это позволяет расширить круг деловых контактов, быть в курсе всех трендов и изменений, и обмениваться опытом для развития своих профессиональных навыков. Поэтому, с 2020 года он активно включился в работу Ассоциации предприятий промышленной промышленности (АСКОНД), Московской ассоциации предпринимателей и в Ассоциации профессиональных директоров (АНД). Все это позволяет не только получать, но и отдавать: так как воспитывать новое поколение предпринимателей в сфере кондитерского рынка просто необходимо.
«Здоровая конкуренция позволяет поддерживать высокую планку всем участникам рынка, — отмечает Гор Степанян. — Поэтому, я совершенно не думаю о том, что кто-то может воспользоваться моими наработками, в негативном ключе. Будут пользоваться — и замечательно. Нам тоже есть и будет, куда расти, я постоянно разрабатываю новые модели и подходы, думаю о будущем. Успех — это не повод останавливаться, наоборот, это повод начать работать вдвое больше, чтобы „пробить“ собственную планку. Могу сказать, что в последние годы российский бизнес сильно вырос по многим параметрам: от собственных стратегий до маркетинга и позиционирования, я могу судить об этом, так как не раз был членом жюри федеральных конкурсов, таких, как „Бизнес-успех“ и „Лидер промышленности РФ“. Поэтому, полагаю, нас всех в будущем ждет интересная и плодотворная работа на благо наших покупателей и партнеров».