Posted 14 февраля, 12:21

Published 14 февраля, 12:21

Modified 18 февраля, 19:24

Updated 18 февраля, 19:24

Время стучать: можно ли остановить эпидемию доносов?

14 февраля 2024, 12:21
Законодательный запрет ябедничать вряд ли поможет определить, где просто заявление о правонарушении, а где наговор или кляуза.

Кажется, не проходит уже ни одного дня без того, чтобы кто-то на кого-то не настучал. Стучат на всех — от активистов до артистов и даже на соседей и родственников, занимающих другую гражданскую позицию. Кажется, что доносы уже поставлены на поток и их в итоге станет больше, чем те самые упомянутые Сергеем Довлатовым четыре миллиона.

Вот уже даже вносят закон, чтобы за доносы наказывали в административном или уголовном порядке, выписывали бы принудительные работы, но хорошо, если на самих авторов этого проекта еще пока не настучали.

Депутат питерского парламента от «Яблока» Борис Вишневский предлагает запретить рассматривать анонимные доносы. Однако анонимки и сейчас, мягко говоря, не поощряются, только вот самое печальное заключается в том, что доносчики не просто себя не скрывают, а максимально громко рассказывают о своей деятельности.

На доносах монетизируют блоги, повышают цитируемость в СМИ (именно поэтому я не буду называть конкретные имена, они и так известны), наконец, делают карьеры. Одна молодая дама из числа активных общественниц, как говорят, на доносах на рэперов планирует дорасти до Мосгордумы уже в этом сентябре.

Понять страсть к доносам ради карьеры еще можно, но ведь сколько таковых пишется, так сказать, из-за любви к искусству! Причем, совсем непонятна мотивация. Если стремление заявить на соседей по коммуналке еще можно объяснить желанием улучшить жилищные условия, то зачем писать донос на авторов фильма «Мастер и Маргарита», который ты никогда в жизни не увидишь? А ведь для жалоб возмущенных граждан в министерстве культуры, видимо, пришлось завести отдельную папку.

Может сложиться ощущение, что сама атмосфера в стране способствует доносам. Но ведь, надо сказать, что уже не только в стране. Сколько карьер политические эмигранты сделали на составлении черных списков и призывах вводить санкции против тех же Филиппа Киркорова и Лолиты Милявской, потому что они что-то не то сказали о текущем политическом моменте? И сейчас уже понятно, что на такую работу просят гранты и создают проектные команды для составления списков в различные зарубежные инстанции. В целом ситуация в рядах эмиграции не отличается от той, что есть внутри России. Поэтому дело вовсе не в политических взглядах.

Доносы, очевидно, нельзя запретить. Если вдруг за них начнут наказывать, то пострадает не дама, которая написала в Минобороны кляузу на Даню Милохина, ибо он не служил в армии. Наказывать начнут, например, тех, кто попытается найти управу на хищных застройщиков, которые ради постройки еще одного человейника вырубили во дворе все деревья.

Тут даже недостаточно будет отменить все законы по борьбе с инакомыслием, потому что доносы уже совсем не ограничиваются соответствующими статьями в УК РФ. Призывают запретить фильм, забрать актеров в армию, отправить в зону СВО певцов и т. д. В такой атмосфере в принципе не способно расти что-либо живое, и в тех же кино и театре мы пока живем на старых запасах. Любые интересные книги кладутся под сукно, потому что издательства всерьез опасаются, что кто-то потребует проверить их на предмет нетрадиционных ценностей. Кстати, когда приняли соответствующий закон я был уверен, что экспертизу сомнительной символики поручат участковым милиционерам. Так оно и вышло. Зачем тогда содержать экспертные институты и тратить на них деньги?

Большие споры вызвали и утекшие в Сеть «черные списки» артистов, в том числе участников «голой вечеринки», которым теперь не позволено выступать в России. Можно не сомневаться в том, что если эти списки реально существуют, то составили их ровно для того, чтобы они утекли и посеяли страх. Собственно, в этом основная функция и доносов тоже. Раз сложно проверить все написанные произведения, значит, авторы должны бояться их писать.

А еще опасаться доносчиков должны власти на местах. Мало ли что, доведут они информацию до Москвы, как там еще отреагируют? Все это очень ярко показывает, что ситуация с доносами вышла из-под контроля и никто не знает, как этого джинна загнать обратно в бутылку. Поэтому я бы не оценивал чересчур скептически шансы на принятие закона об ответственности за доносы. У нас ведь как — если есть проблема, надо принять закон. Но разве кого это остановит? Сейчас ведь время, когда абсолютная серость может сделать себе имя, заставив говорить о своей персоне все существующие медиа одним только письмом в прокуратуру. Даже неважно, по какую сторону границы ты находишься, все равно вспоминается знаменитая фраза Довлатова. Мы-то думали, что она о прошлом, а как оказалось, еще и о будущем.

Даже если пресловутый закон примут, он явно не поможет разграничить, где просто заявление о правонарушении, а где реальный донос. Границы тут, скорее, морально-этические, а не правовые. Если написать требование отменить чей-то концерт, то это — донос. В конце концов автора этот концерт никак не касается, он точно на него не пойдет и никакого ущерба ему артисты не нанесут. А вот что касается защиты интересов государства, то для этого есть другие органы, в том числе в сфере управления культурой, и не стоит им помогать. Другое дело, если вы жалуетесь на неубранный во дворе снег, так как именно вы можете сломать там ногу.

Как уже сказано, провести границу в законодательстве очень сложно, особенно в условиях, когда у нас очень вольное, скажем так, правоприменение. Зато, когда государству доносы надоедят, (а это может случиться довольно скоро, ибо чиновный аппарат не любит работать, тем более с обращениями граждан), то придется менять саму атмосферу, возвращать нетерпимость к стукачеству и доносительству. Эта атмосфера ведь совсем не изобретение сегодняшнего дня. Создавались целые сайты, на которых можно писать жалобы на всяких негодяев. Я еще помню, как их продвигали в «Живом журнале» в эпоху его расцвета. Причем, продвигали те, кто в итоге и сам стал сейчас жертвой доносов.

Вчера исполнилось 60 лет со дня ареста Иосифа Бродского за тунеядство. Тогда этому предшествовали статья «Литературный трутень», а затем волна возмущения общественности и ее требования «покарать бездельника». Причем, волна искренняя, видно, что далеко не все письма написаны под диктовку партийного инструктора. Еще лет пять назад мне было непонятно, как такое может быть. А вот сейчас кажется, что авторы доносов на артистов и режиссеров, (уже неважно даже каких, свою порцию, кажется, получили все), просто берут письма с требованиями наказать Бродского за основу своих текстов, ибо создать что-то свое не хватает талантов. Так исторические документы стали не свидетельством эпохи, причем весьма темной, а руководством к действию.

Кирилл Шулика

Подпишитесь