Posted 17 января, 14:37
Published 17 января, 14:37
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Тянувшийся всю первую половину января скандал с избиением в Нижнем Тагиле школьницы двумя подростками из мигрантской среды — это готовая глава для «Настольной книги современного российского пиарщика». Называться она должна «Антикризис. Как делать нельзя».
Если кто уже забыл, 29 декабря 2023 года в Нижнем Тагиле двое школьников из семьи уроженцев Азербайджана избили 11-летнюю девочку-сироту (формально у нее родители есть, но в реальности их нет) около школы. Рядом с нападавшими подростками находилась их мать. В результате девочка оказалась в больнице, откуда ее выписали уже после новогодних праздников. Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел, в том числе против матери хулиганов Ферганы Аббасовой, которой такое своеобразное воспитание ее отпрысков может стоить до 8 лет лишения свободы.
Несмотря на всеобщий спад интереса к новостям во время праздников, это очередное происшествие из жизни мигрантских сообществ РФ завирусилось по полной. О событии писали федеральные СМИ, московские блогеры и Telegram-каналы, его комментировали, казалось бы, все — вплоть до депутатов Госдумы. Но те, кто должен был участвовать в этом с самого начала — местное МВД и власти Нижнего Тагила, — действительно «выступили по красоте».
Итак, коротко инструкция от областного МВД, как в случае кризисной ситуации вокруг больной темы наворотить массу глупейших фейлов, по максимуму обозлив население.
Как говорится, «делай раз» — заявите о событии. Городское МВД официально подтверждает факт правонарушения и сообщает, что ведется проверка. На этом, собственно, список адекватных действий полиции в инфопространстве заканчивается, поскольку дальнейшее «управление» информационной активностью переходит к областным структурам ведомства.
«Делай два» — по возможности максимально замажьте самого беззащитного участника событий, то есть жертву. Пресс-служба областного МВД подробнейшим образом рассказывает общественности о неблагополучности семьи потерпевшей девочки (отец с судимостями, мать лишена родительских прав и т. д.) А заодно предполагает, что избиение могло случиться из-за того, что «трудная» девочка-подросток оскорбила напавших на нее честных юношей с хрупкой душевной конструкцией. Про то, что представляет собой семейство мигрантов, получивших российское гражданство уже давно и воспитавших детей так, что они считают возможным вдвоем избивать девочек младше себя, пресс-служба областного МВД не говорит ни слова.
«Делай три» — предоставьте всем своим сотрудникам возможность свободно комментировать ситуацию в соцсетях, так, чтобы настроить против вас буквально всех. Заместитель начальника 19-го отдела полиции Нижнего Тагила полковник Тарас Булгаков оставляет в одном из местных пабликов под постом о ситуации комментарий «Раздули из ничего чего» с эмодзи «фейспалм». Нетрудно представить, какие потоки хейта хлынули от пользователей.
«Делай четыре» — теперь уже дайте плюнуть в лицо общественному мнению своему официальному спикеру. Желательно, чтобы он делал это не только в хамской форме, но еще и демонстрируя плохое знание русского языка, например, просто путая пословицы, которые знает любой нормальный пятиклассник. Глава пресс-службы областного МВД Валерий Горелых, комментируя высказывание г-на Булгакова, как бы осуждает его, но при этом поддает пару, разгоняя паровоз имиджевого позора региональной полиции до предела: «Служащий силовых структур не может уподобляться так называемым диванным блогерам, отдельные представители которых с легкостью могут пальцем одной руки в собственном носу охотиться за козявками, а пальцем другой руки печатать размышления в интернете на темы, в которых разбираются, как слон в посудной лавке».
На фоне всего этого позора регионального МВД Следственный комитет выглядит просто образцом адекватности и системности — уголовные дела возбуждены, дело на контроле у руководителя, и даже пострадавшей девочке вручена какая-то грамота. Некая протокольная натянутость последнего жеста всем очевидна, но она, во-первых, логично продолжает все предыдущие действия в рамках отработки резонансного скандала, а во-вторых, в целом соответствует настрою общественности. В то время как действия аппарата полиции… Да на них только рукой махнуть.
Ну а теперь инструкции по «антикризису» от исполнительной власти Нижнего Тагила. Тут все просто — ничего не делайте. Ограничьтесь одним бессодержательным сообщением на вечную тему «проводится проверка», а когда в комменты придут толпы разъяренных горожан, просто закройте комментарии и замолчите. Дайте своей пресс-службе полноценно отдохнуть все новогодние выходные. И потом продолжайте делать вид, что ничего не было. Пусть федеральные СМИ, разные блогеры с аудиторией в сотни тысяч человек, депутаты Госдумы и уполномоченные по правам ребенка что-то там высказывают и суетятся. У городских властей дзен, для них ничего не случилось, проблемы нет, комментировать нечего, разбираться не с чем.
Чему нас учит эта прекрасная тагильская новогодняя сказка? Ну кроме того, что не надо назначать руководителями PR-структур кого попало, потому что «человек хороший, заслуженный, надо как-нибудь пристроить». Во-первых, тому, что без крика, поднятого СМИ и «диванными блогерами», девочка-сирота просто лежала бы в больнице с побоями, а те, кто ее пытался изувечить, 9 января пошли бы спокойно в эту же школу дальше «получать образование». Кто стал бы их следующей жертвой, мы, к счастью, теперь не узнаем — благодаря тем самым блогерам «с козявками». Во-вторых, тому, что неплохо бы задуматься, сколько еще подобных историй за последнее время осталось незамеченными, потому что те, кто обязан отчитываться о них обществу, просто решили не ссориться с какой-нибудь очередной «диаспорой» и «не раскачивать лодку».
Александр Егоров