Posted 20 ноября 2023, 18:35
Published 20 ноября 2023, 18:35
Modified 1 февраля, 20:43
Updated 1 февраля, 20:43
По главенствующей сегодня версии, когда-то в XVIII веке колонисты купили у индейцев территорию сегодняшнего Нью-Йорка за красивые бусы и украшения стоимостью в $25. Пошла бы история иначе, не случись этого выгодного товарообмена? Да вряд ли. Просто сам факт любопытный, не больше. Описываемый нами более свежий кейс — тоже вряд ли изменил бы ход истории. Но он очень точно отражает статус и положение российского спорта на современной мировой арене.
Сборная Кубы прилетела играть в футбол в город Царицын (сейчас он называется Волгоградом). Город ждет любой футбол. Здесь давно нет своей нормальной команды: в 2020 году местный «Ротор» на один сезон запрыгнул в российскую элиту, чтобы со свистом с ней расстаться. И при этом большой город хочет смотреть футбол. Помнится, сюда ходили на сборную еще на старом стадиончике. Почти аншлаг был и на молодежке. Теперь есть новый стадион, выстроенный к чемпионату мира по футболу-2018 — и при этом еще не развалившийся (пять-шесть лет назад хватало инфернальных фото и видео отсюда). Стадион построен в грамотно выбранном с точки зрения притяжения туристов месте. В общем, 36 тысяч раскупленных еще к утру сегодняшнего дня билетов, причем — без бесплатной принудительной раздачи, — это круто и легко объяснимо.
Но все, что я вижу на многочисленных фотографиях и видео, — это какое-то шутовство. Хлеб-соль (каравай похож на подхвативший проказу футбольный мяч), вручаемый девушками, одетыми почему-то в стиле милитари. Кубинцы, вряд ли хорошо представляющие из своего далека историю военных конфликтов первой половины прошлого века, не очень понимали, что происходит. Испуганно переглядывались. Столь же напряжены были лица российских футболистов.
И, конечно, к бусам. Точнее, бутсам. Сборную Кубы отвезли в местный спортивный магазин, где экипировали бутсами и кроссовками. Тут разве что ленивый не прокомментировал эту часть шоу-программы. Россия — родина бутс и кроссовок, это ж известное дело. К тому же не очень понятно: если у кубинцев, как нам рассказали, все поля синтетические, то зачем им бутсы на железных шипах?
Чуть позже поступило уточнение из сборной Кубы: бутсы покупали для игры именно здесь, в Волгограде. Своих подходящих на Кубе просто не было.
И вновь — один и тот же вопрос. Зачем сборной России такие соперники? Ясно, что нормальные к нам не поедут. Да и Занзибар отказался с нами играть — календарь сверстан давно! Но все же…
Кому нужен симулякр, от которого больше всего стыдно самим? Сборная, в которую если не приглашен, то счастливо выдыхаешь. Сборная, в которой рассуждают: Карпин уйдет после этого матча — или все-таки до весны еще дотерпит? Перед сборной нет никаких задач, игроков невозможно мотивировать, а эксперты рассуждают на этом фоне, устал тренер (от чего, интересно?) или не устал.
Тут коллеги по работе с клавиатурой порадовали меня вопросом: а не с этим ли связана напряженность на российско-финской границе? Не про этих ли потенциальных мигрантов ведут речь финские пограничники? А что? Бутсы-то уже есть. Может, еще что-то найти получится.
Если же серьезно, то хоть Волгоград и находится в тысяче километров от Суоми, тут есть нюансы. Только 10 лет назад остров Свободы разрешил своим спортсменам выступать за рубежом. Сферу зарегулировали, поскольку до этого спортсмены, находясь в составе официальных делегаций, просто сбегали и просили политубежища.
Играющие на Кубе кубинцы являются госслужащими — их контракты заключены с местным Минспорта, который и выдает разрешения на работу за границей. Чтобы променять родной коммунистический рай на пачку долларов, спортсмен должен предоставить специальной комиссии не только конкретное предложение, но и свои знания по заветам команданте. Периодически выступающий за границей атлет обязан «выполнять обязательства дома», то есть делать вид, что ему интересны кубинские внутренние лиги, а также отдавать государству около четверти всего дохода, полученного на чужбине.
Любопытная параллель. Пока в России звучат предложения заняться «дельцами от хоккея, которые ребятишек тащат за границу», Куба тоже считает, что государство должно этим заниматься. Директор отдела высоких достижений Национального института спорта радостно сообщил: «Ищутся решения для удержания спортсменов. Пока все предыдущие варианты оказались неудачными».
Николай Яременко