Posted 29 октября 2023, 19:18
Published 29 октября 2023, 19:18
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Очередной, 13-й тур российского футбольного чемпионата уныло прокатился по стране. «Зенит» по-прежнему не может ни усилиями руководства, ни какими-то иными способами заставить игроков быть хоть чуточку мотивированными. Но уровень соперников у питерских футболистов таков, что они все равно вполноги выигрывают — и ждут осечки от «Краснодара», чтобы дальше уже лежать на первой строчке пьедестала, с такой же ленцой отгоняя оттуда претендентов.
Мы обратили внимание на два не самых очевидных итога этого тура.
Первый — поведение спартаковца Соболева, который в жесткой форме отказался разговаривать с журналистами.
«С прессой больше не общаюсь» — единственное, что выцедил этот персонаж после безвольного поражения красно-белых «Факелу».
Антураж матча в целом не порадовал. Состояние газона таково, словно мы вернулись в 90-е годы или — в лучшем случае — в нулевые. Все это, конечно, не оправдывает «Спартак»: мучились на поле две команды, одной повезло больше.
Но вот Соболев… Это человеческое недоразумение, похоже, все больше претендует на статус enfant terrible российского футбола. Прежде эту позицию занимал Артем Дзюба, с которым тот же Соболев конфликтовал. Теперь Дзюба — дедушка, а вот молодой оборзел. Другого слова не подберешь. Отказывается общаться с прессой.
Дельфин (прозвище Соболева за его умение картинно падать, или «нырять» в чужой штрафной), ты в норме? Для тебя журналисты — обслуга? Может, и все зрители — лишь персонал, которому разрешено смотреть на тебя великого? Играй ты в футбольной стране, тебя бы за такое давно изничтожили, но тебе повезло оказаться в России, лишь имитирующей любой спорт. Вот только деньги тебе «Лукойл» платит не имитационные, а всамделишные. Хотя ты — не футболист. Ты — хам и нечисть, которая вылезла накануне Хэллоуина.
Мы тут уже режем тыквы, клеим на окна тематические наклейки, пополняем запасы гирлянд и смотрим, не обновить ли костюмы скелетонов, оставшиеся с прошлого года. Иногда подготовка к празднику куда увлекательнее, чем сам праздник. Главное — что это весело. Еще более веселы депутатики, у которых, как у классических героев Салтыкова-Щедрина, включается «органчик» — в зависимости от контекста из чрева чинуш XIX века неслось: «разорю!», «не потерплю!» и тому подобное. В веке XXI веке кому-то показалось, что страшная иноземная муть стремится разорвать наши скрепы и обидеть Россию-матушку — вот и кричат о недопустимости празднования Хэллоуина. Увидев в некоторых школах и вузах объявления о проведении соответствующих вечеринок 31 октября, мы искренне порадовались — все-таки власть чинуш с органчиками еще не так сильна. Люди сами определятся, праздновать им день нечистой силы или нет. Тем более что персонажей в публичном пространстве, ведущих себя как нечисть, хватает — лучше бы депутаты ими занялись.
Второй неочевидный итог уходящих выходных: есть вещи, которые показывают, что главное, думающее начало в нашем футболе — это болельщики.
Как известно, из-за ковида (так объясняют власти) четвертый год подряд нельзя собираться у Соловецкого камня на Лубянке и зачитывать имена жертв репрессий. Но День политзаключенного отметили футбольные болельщики. На заглавном фото к этому тексту — суббота, Ярославль, матч «Шинника» в первой лиге.
День памяти жертв политических репрессий 30 октября — дата, установленная еще в советских лагерях диссидентом Кронидом Любарским. Хотя на самом деле эта идея появилась у многих, кто при советской власти отбывал свои сроки. И разве не коснулись репрессии футбола и спорта вообще? Ну, скажем, братьев Старостиных, на которых донес один из братьев Знаменских.
Акции памяти не согласуют, и они проходят виртуально. Но иногда прорваются на стадионы. В Ярославле тематический баннер вывесили болельщики «Шинника». И это не впервые. У них уже был баннер памяти жертв Ярославского восстания. Ребята не побоялись. Кстати, все законно и согласовано с полицией, баннеры она проверяет всегда.
И вот пошли разговоры с осуждением болельщиков из Ярославля — мол, футбол вне политики. Простите, а репрессии братьев Старостиных — это не футбол? И подобных случаев было немало — менее известные спортсмены, функционеры, тренеры… Сейчас требуется некоторое мужество, чтобы признать, что те самые репрессии — они и про футбол тоже, поэтому на трибунах нельзя забывать об этом хотя бы раз в год. И когда нам рассказывают, что спорт вне политики, журналистам следует писать про забитые голы и на стадионе надо говорить только про происходящее на поле, то это — малодушие.
А спустя время на трибунах знаменитого «Шинника» — прекрасного и уютного стадиона в центре Ярославля — появился еще один баннер, не менее актуальный для сегодняшнего дня, когда левая идея до сих пор отравляет жизнь очень многих стран и народов.
Николай Яременко, Кирилл Шулика