Posted 20 сентября 2022, 15:33
Published 20 сентября 2022, 15:33
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Депутаты Госдумы приняли во вторник единогласно и без обсуждения так называемые «военные» поправки в Уголовный кодекс, которые многие эксперты уже расценили как первый шаг к частичной мобилизации и введению военного положения в России.
Перед их принятием с пламенным призывом перейти к «полноценной военной операции» в Донбассе к депутатам обратился лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он признался, что больше всего боится «Хасавюрта-2»: «Тогда (в ходе первой чеченской кампании) я видел, как эта ельцинская свора предавала и продавала (страну). Лебедь поехал, все сдал, а потом наши военные харкали кровью, и мы вынуждены были возвращаться к этому через два года», — провел историческую аналогию Зюганов.
Между тем, депутаты не устают повторять, что на Украине Россия противостоит «коллективному Западу», который хочет нас «расчленить и уничтожить». «Сейчас Россия переживает момент истины в борьбе за „русский мир“. Пути назад нет, и чтобы схватка с нацизмом стала последней в истории человечества, мы должны консолидировать все усилия и победить», — вторил Зюганову лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.
После этого последовало выступление спикера Госдумы Вячеслава Володина, который заявил, что парламент поддержит присоединение Донбасса к России. «Если в ходе прямого волеизъявления жители Донбасса выскажутся, что хотят быть в составе России, коллеги, мы их поддержим. Вы согласны с этим?» — обратился Володин в ходе пленарного заседания Госдумы с вопросом к депутатам и получил ответ в виде одобрительных аплодисментов.
На этом фоне депутаты дружно проголосовали за изменения в Уголовный кодекс, в котором теперь появится целый набор новых статей — «Добровольная сдача в плен», «Мародерство» и тому подобное.
Так, за сдачу в плен без признаков госизмены и отказ от участия в боевых действиях можно будет сесть в тюрьму на срок от 2 до 10 лет, такой же срок «светит» за самовольную отлучку из части в период мобилизации или военного положения.
Совершение преступления в военное время будет теперь считаться отягчающим вину обстоятельством. Помимо этого, ужесточается наказание за неисполнение воинского приказа, сопротивление начальнику по военной службе, дезертирство, уклонение от службы, нарушение правил службы, утрату военного имущества, если они совершены «в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий».
«Эсер» Олег Нилов призвал мобилизоваться, в первую очередь, депутатов всех уровней, которых по России наберется больше 70 тысяч человек. По его словам, политики сами должны отправляться на передовую, чтобы показывать пример россиянам.
Впрочем, один из авторов принятых поправок, сенатор Ольга Ковитиди, утверждает, что они не означают объявления мобилизации в России. Тем не менее нельзя не отметить срочность, с которой они были поддержаны Госдумой, а уже завтра, 21 сентября, будут рассмотрены Совфедом, после чего отправятся на подпись к президенту и вступят в силу с момента официального опубликования.
В думских кулуарах звучат предположения, что с учетом намеченных на ближайшие выходные референдумов в Донбассе, а также на находящихся под российским контролем территориях Херсонской и Запорожской областей, нельзя исключать, что уже в ближайшее время в России все-таки будет введено военное положение (как минимум, в отдельных регионах) и проведена частичная мобилизация.
Сейчас эксперты теряются в догадках о том, примет ли российское руководство решение о переводе спецоперации (СВО) в контртеррористическую операцию или перейдет к более масштабной военной операции на Украине. Есть основания полагать, что само решение о референдумах стало ответом на давление Киева и Запада с целью начала мирных переговоров на их условиях.
На этом фоне в Госдуме призывают быть «готовым ко всему». «Чтобы потом не издавать аналогов 227-го приказа Народного комиссара обороны СССР товарища Иосифа Сталина (известный как „Ни шагу назад“, — „Росбалт“), лучше уже сейчас скорректировать законодательство и четко всей страной выполнять задачи, которые перед нами ставит верховный главнокомандующий», — заявил член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев.
Елена Земскова