Posted 14 сентября 2022, 18:05

Published 14 сентября 2022, 18:05

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Партии боялись говорить что-либо всерьез, играли в поддавки»

14 сентября 2022, 18:05
На выборах больше всех из оппозиционных сил потеряла КПРФ, ее реваншистский электорат переманила «Единая Россия», утверждает политолог Александр Кынев.

9-11 сентября в РФ прошел Единый день голосования. Выборы на разных уровнях состоялись в 81 регионе. Всего по их итогам будет замещено более 31 тысячи депутатских мандатов и должностей. Избрано 14 глав субъектов Федерации. В шести регионах — депутаты Законодательных собраний. Никаких громких сенсаций не произошло. К неожиданностям можно отнести провал КПРФ в ряде городов. Итоги первой выборной кампании после 24 февраля комментирует политолог Александр Кынев.

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Поскольку в политическом плане российские регионы крайне неоднородны, реально ли выделить какие-то общие черты этой кампании?

— В российских регионах выборы проходят в разные годы. Период, когда проходит их полный круг, называется электоральным циклом. Он отсчитывается от федеральных избирательных кампаний. Соответственно новый цикл начался в сентябре 2021-го с выборов в Государственную думу.

У нас есть регионы управляемые, абсолютно лояльные власти. Их иногда называют «электоральными султанатами». Там обычно высокая явка и высокий процент проголосовавших за партию власти. Есть протестные регионы. Например, Иркутская или Новосибирская области.

На этот год приходится наименьшее количество выборов. Эти же регионы голосовали в 2017-м и в 2012-м. Все эти года были наиболее спокойными для власти, потому что сам набор регионов очень удобный. Сейчас выбиралось всего шесть Законодательных собраний. Это самое небольшое количество за пять лет. Среди них четыре абсолютно управляемых: Краснодарский край, Пензенская область, Саратовская область и Северная Осетия. Только два региона можно назвать протестными: Удмуртию и Сахалинскую область.

Выборы губернаторов я при нынешней системе особенно бы не рассматривал. Де факто это сегодня референдумы, а не выборы. Остальные выборы были муниципальными. При голосовании за депутатов 12 городских советов в самых сложных для себя регионах власть отменила партийные списки и перевела систему полностью на мажоритарную. Так произошло в Омске, Владивостоке и Ярославле.

Отдельно можно говорить о московских муниципальных выборах. Самое главное, что избирательная система в Москве совсем другая, чем в России. Здесь многомандатные округа, в других регионах одномандатные или партийные списки. Исходя из этого, оценивать выборы нужно отдельно по всей стране и отдельно по столице.

— Давайте начнем со всей страны.

— Если сравним ситуацию с сентябрем 2021 года, то мы увидим рост процента голосов за партию власти там, где она год назад выступила слабее. В управляемых регионах ничего не меняется. Это означает, что тот бонус, который оппозиция получила за последние годы, фактически нивелирован. Произошел откат к 2017 году по основным показателям.

Кампания на фоне специальной операции носила символический характер. Была масса ограничений, начиная с того, что площадки и независимые СМИ, необходимые для проведения агитации, были либо закрыты, либо занимались самоцензурой. Публичные акции проводить невозможно. Партии боялись говорить что-либо всерьез, играли в поддавки. Кампания была номинальная.

С другой стороны — власть всегда мобилизована. Ее сторонники голосуют независимо от качества кампании, потому что для них главное не агитация. Если взять протестный регион, например, Сахалинскую область, то там «Единая Россия» по сравнению с сентябрем прошлого года получила примерно на 14% больше.

— Каковы результаты выборов для остальных парламентских партий?

— Главное перераспределение произошло между голосами за иные партии. Здесь очень сильно потеряла КПРФ. Если в сентябре прошлого года она была на втором месте с большим отрывом от всех остальных, то в этот раз никого отрыва не было. В ряде регионов она даже опустилась ниже второго места. В Петропавловске-Камчатском она проиграла ЛДПР. В Кирове коммунисты вообще на 4-м месте. В Курске КПРФ впервые опустилась на третье место. В тех городах, где осенью коммунисты победили по всей территории (Омск, Владивосток), сейчас почти всё проиграли.

— Чем это можно объяснить?

КПРФ оказалась между двух огней. С одной стороны, активная поддержка спецоперации. Постановление Госдумы о признании ЛДНР было внесено именно фракцией КПРФ. Реализовав программу партии, власть переманила к себе ее реваншистский электорат. Сторонники подобных спецопераций всегда объединяются вокруг власти, а не вокруг оппозиции. Это так называемое объединение вокруг флага, а он всегда в одних руках.

С другой стороны, в последние годы КПРФ привлекала много разных оппозиционеров, независимо от их личных взглядов. Существовал обоюдовыгодный союз. Активистам было выгодно идти от КПРФ, поскольку это льгота при регистрации и статус второй партии. КПРФ тоже извлекала выгоду, поскольку вместе с активистами приходили их избиратели. Теперь независимые кандидаты, которые шли на выборы от партии все эти годы, дистанцировались от коммунистов, потому что не поддерживали СВО и не хотели иметь ничего общего с агрессивной военной риторикой. Получилось, что КПРФ потеряла и тех, и других. В итоге падение результатов в среднем по России у партии почти в два раза.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь