Posted 26 августа 2022, 12:03

Published 26 августа 2022, 12:03

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Хотите хороший аборт — платите много и дорого»

26 августа 2022, 12:03
Если процедуру искусственного прерывания беременности уберут из полиса ОМС по желанию депутатов Госдумы, то это сразу даст отрицательный результат, считает эксперт Людмила Айвар.

Осенью 2022 года на рассмотрение в Государственную думу группа депутатов во главе с Виталием Милоновым внесет законопроект, направленный на запрет делать аборты по немедицинским основаниям за счет полиса ОМС. В ноябре 2021 года Минздрав уже отказывался от подобной идеи. Тогда главный репродуктолог Минздрава Олег Аполихин призывал создать специальные центры вне рамок системы здравоохранения, где будут трудиться медработники, согласные делать аборты по этическим соображениям и не за счет полиса ОМС. Шансы консерваторов лишить женщин бесплатного прерывания беременности оценивает доктор юридических наук, профессор, лидер движения «За права женщин России» Людмила Айвар.

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Я правильно понимаю, что депутатам придется изменить статью закона «Об основах охраны здоровья граждан», которая гласит, что «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве»?

Не совсем так. Скорее всего, это будут другие нормы права, которые регламентируют порядок проведения абортов и перечень предоставляемой бесплатной медицинской помощи. Условно бесплатной, поскольку за нее платит государство. Никак не могут поменять ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», поскольку Конституция РФ все-таки превалирует над этим законом и дает право выбора женщине на материнство или на отсутствие такового.

Виталий Милонов пытается постоянно обсуждать эту тему. Каких-то конкретных законопроектов, которые бы регламентировали вывод абортов из системы ОМС, я не видела в его авторстве.

— С юридической точки зрения Виталию Милонову и его сторонникам провести такой закон будет сложно?

— Нет. С юридической точки зрения нужно просто убрать аборты из перечня медицинских процедур, которые предоставляются женщине по программе ОМС. Есть определенная категория процедур, которые предоставляются бесплатно, другая категория — платная. Милонов хочет вывести аборты из бесплатной категории, поскольку он и его единомышленники считают, что жизнь появляется в момент зачатия зародыша, а не в момент, когда плод становится жизнеспособным.

Я вспоминаю экстракорпоральное оплодотворение, когда уже созданный эмбрион годами хранится в пробирке. Это замороженная жизнь получается? Замороженный ребенок? Как мы это будем регламентировать, если жизнь появляется с момента зачатия? Он уже зачат в пробирке. Что нам делать? Дать ему имя? И заставим его подсадить, потому что это уже ребенок, как считают депутат Милонов и его сторонники.

— Краткий итог. Получается, что, хотя закон «Об основах охраны здоровья граждан» изменить очень сложно, вопрос о выводе абортов из системы ОМС решаем?

— Решить вопрос о выводе этой процедуры из системы ОМС можно приказом Минздрава об изменении перечня бесплатных услуг. И все — идите платить за аборты. Хотите хороший аборт — платите много и дорого. В дорогих клиниках. Нет денег — что хотите, то и делайте. Вопрос, чем это все закончится.

— Совершенно очевидно, что подобные запреты заканчиваются везде одинаково. Женщины делают подпольные аборты, часто с трагическими последствиями.

— Давайте вспомним 1936 год, когда в СССР запретили аборты вообще. Чем это закончилось? Увеличилась рождаемость? Нет. Повысилась смертность женщин и детей. Стало больше появляться на свет больных малышей с особенностями. Это все последствия криминальных самостоятельных абортов, когда женщины пытались избавиться от ребенка. Мы это все уже проходили.

Из стран, где запрещены аборты, женщины едут в соседние государства. Польки, например, ездили в Калининград. «Абортный туризм» распространен во всем мире. Разве восточные девушки не делают аборты? Делают, только не у себя в стране.

— Почему в России, где с 1990-го по 2020 год количество абортов упало в 9 раз (с 4 млн до 450 тысяч) и продолжает снижаться, постоянно проявляется тенденция на ущемление прав женщин?

— Это вопрос, который привлекает особый общественный интерес. Например, у РПЦ не так много тем, которые они педалируют с точки зрения своих взглядов на то, как должно быть в нашем мире: нельзя делать аборты, нельзя практиковать суррогатное материнство и т. д. Тема резонансная.

Я совершенно не уверена, что аборты выведут из программы ОМС. Если и выведут, то совсем ненадолго, потому что это даст негативный результат. И для медиков, и для женщин.

Сейчас Милонов говорит, что прерывание беременности — это немедицинская процедура. Новая интерпретация. Раньше они утверждали, что жизнь ребенка нужно сохранять с момента зачатия, а теперь утверждают, что аборт немедицинская процедура. Женщина захотела и пошла в больницу, а не захотела — родила. Это некая блажь, поэтому давайте выведем эту процедуру из полиса ОМС.

А что это, если не медицинская процедура, если в тело женщины проникают инородные предметы? Не будем вдаваться во врачебную тематику. Потом женщина должна реабилитироваться, чтобы не было негативных последствий и в будущем она обладала фертильной функцией. Прежде всего, нужно сохранить здоровье женщины при этой сложной операции.

Беседовал Петр Годлевский

Подпишитесь