Posted 15 июля 2022, 10:22
Published 15 июля 2022, 10:22
Modified 30 марта, 08:17
Updated 30 марта, 08:17
Спикер парламента Шри-Ланки 14 июля получил письмо от сбежавшего президента страны Готабаи Раджапаксы, в котором тот объявил о своей отставке. Новые президентские выборы должны состояться в ближайшее время. Все это стало результатом небывалых протестов на острове. Как эти события отразились на жизни иностранцев, проживающих на Шри-Ланке, рассказывает предприниматель Владимир Белозеров. Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— В последние несколько месяцев что-то предвещало подобный кризис на острове?
— Все началось в сентябре–октябре прошлого года, когда коронавирус начал отступать. Мы почувствовали, что начинаются перебои с бытовым газом. На Шри-Ланке нет ни одного метра газопровода, газ только в баллонах. Когда начались эти перебои, мы поняли — что-то назревает. У страны появился дефицит валюты, и газ не могли закупать.
Затем последовала засушливая зима. С декабря по февраль было мало дождей. Поскольку почти половина электроэнергии на острове вырабатывается на гидроэлектростанциях, электричества стало не хватать. В начале февраля начались проблемы со светом. В начале марта отключения по длительности достигли 10 часов в день. К маю это закончилось. Сейчас свет отключают примерно на час строго по расписанию. Иногда вообще не отключают. Проблемы с газом еще сохраняются, но стало получше.
С конца июня появилась проблемы с топливом. Причем у местных. Им приходится ждать чуть ли не целый день. Иностранцам позволяют заправляться без очереди. Если на заправке есть бензин, то ты без очереди подъезжаешь к полицейскому, который там дежурит, и просишь бензин. Тебе наливают топливо, и спокойно едешь дальше.
— Местные не возмущаются по этому поводу?
— Иностранец на Шри-Ланке в почете. По умолчанию мы здесь все добрые, щедрые, всем помогаем, чему-то полезному учим. Поэтому к нам всегда очень почтительное отношение. Особенно, если ты с детьми, то тебя пропустят без очереди, если ты даже в нее встанешь. Никакой проблемы с этим нет.
— Из-за чего образовался такой дефицит топлива в стране, где давно существует соответствующая инфраструктура? Я был удивлен сообщением о том, что в какой-то момент на острове бензина осталось на один день.
— На Шри-Ланке есть большой нефтеперерабатывающий завод, который строили быстро, дешево и с хорошими «откатами», поэтому в конце 2021 года там что-то сломалось. Он остановился, и правительству пришлось закупать готовые бензин и дизельное топливо. Когда говорилось, что бензина на острове осталось на один день, то это значило, что неделю назад пришло последнее судно с топливом. С той поставки бензина осталось на один день, но чаще всего это подразумевает, что через день придет следующий танкер. Привозят порциями, и сразу все расходится по острову. Запасов нет.
— Как с топливом сейчас?
— До южной провинции, где я живу, топливо доставляют хуже всего, поскольку она далеко от терминала. Мне приходится ехать за бензином 12 километров. Из трех сетей заправок работает лишь одна. В остальных частях острова иностранец может заправиться без проблем. Местные стоят в очереди, которые тянутся по несколько километров. В Коломбо сейчас обычно из двух полос одна полностью перекрыта машинами, которые стоят в очереди, но ситуация налаживается. 14 июля пришло судно с бензином, за день до того пришло судно с газом. Мы ожидаем, что к началу августа проблем с заправкой не будет.
— Не возникало ли проблем с продуктами и лекарствами?
— Продукты все есть. Вы можете зайти в Коломбо в супермаркет и купить любые продукты. Зайдя в аптеку, также видишь, что полки ломятся от лекарств. Сообщения о проблемах с ними возникли, потому что в какой-то момент оставалось очень мало определенных препаратов и смесей. Например, специального газа, который применяют при операциях. Обычные люди, которые идут в аптеку за аспирином, ничего не почувствовали.
— Когда в стране происходят подобные события, на первый план выходит вопрос безопасности. Порядок на улицах соблюдается?
— Слава богу, Шри-Ланка — это страна традиций. Жизнь строится по правилам, а не по законам. Взять, например, правила дорожного движения. Они есть, но по факту кто на дороге больше, тот и прав. Все остальное происходит так же. Поскольку ланкийцы культурные и спокойные люди, здесь всегда было очень безопасно. В туристической зоне иногда случалось мелкое воровство, потому что у местных зарплата 35-40 тысяч рупий в месяц, а иностранец такие деньги тратит в отеле за день. Но вечером я всегда спокойно хожу по улице. Ребенок один выходит из дома. Это совершенно нормально.
Все протесты, которые происходили в Коломбо, можно поделить на два этапа. Первые жесткие столкновения 9–10 мая в столице, когда переворачивали правительственные машины, сжигали дома министров и коррупционеров. Тогда была опасность для сотрудников заведений, которые принадлежали коррупционным политикам, для клерков их партийных офисов. Агрессия была узконаправленная. Даже туристы, которые были в Коломбо в то время, спокойно отсиделись по домам. Никаких инцидентов не было.
Протесты, которые начались на днях, иные. Они мирные. Десятки тысяч людей прошли по центру города, не разбив ни одной витрины. Были стычки с правоохранителями, но генерал Саратх Фонсека, который закончил в 2009 году гражданскую войну, призвал демонстрантов к соблюдению порядка, обещая взамен, что армия и полиция не будут их атаковать.
В результате протестующие захватили резиденцию президента, плавали в его бассейне, ели на его кухне, валялись на его кровати, занимались в его спортзале, но затем уходят, забирая с собой мусор. Так же было с резиденцией премьер-министра на следующий день. Правда, дом брата премьера сожгли. Есть мнение, что это провокация, чтобы дать повод полиции применить силу. Я не знаю.
13 июля вечером были столкновения с пострадавшими у здания парламента, но и там все быстро завершилось. Захваченные резиденции руководителей страны превратились в парк. Люди туда приходят гулять с детьми. Религиозные лидеры призывают людей к спокойствию. В итоге за четыре дня протестов пострадавших примерно 130 человек, только один убитый.
— Все-таки подобные новости не могут положительно сказаться на желании людей отправиться отдыхать на Шри-Ланку, которая известна как международный курорт. Что будет с туристическим бизнесом в стране?
— Скорость восстановления туризма зависит от освещения событий на острове. В новостях мы часто видим, что все утрируется. Плохие новости продаются лучше, чем хорошие. Я живу здесь с семьей. Друзья и знакомые постоянно спрашивают меня, как вы там?! Я понимаю, что все безопасно. Если бы не было интернета и телевидения, то мы бы вообще не знали, что на Шри-Ланке проходят протесты. В туристической зоне как все было, так и осталось. Все приветливые, улыбаются, охотно общаются. Все очень спокойно. Я потенциальным туристам говорю, что можно спокойно планировать отдых на осень.
Беседовал Петр Годлевский