Posted 25 мая 2022, 05:25
Published 25 мая 2022, 05:25
Modified 1 февраля 2024, 18:23
Updated 1 февраля 2024, 18:23
Реальный курс рубля де-факто — тот, что устанавливается Центробанком РФ и МосБиржей, однако рынок понимает, что до тех пор, пока доступ нерезидентам на биржу ограничен, курс все-таки несколько занижен. Поэтому для реального понимания курса стоит прибавлять к нему около 5-7%, заявил в беседе с агентством ПРАЙМ руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган.
На его взгляд, до конца мая ситуация не изменится. Однако, полагает эксперт, с июня рубль «может начать серьезно слабеть», поскольку уже сейчас ЦБ снизил процент валютной выручки, которая должна продаваться экспортерами. В завершающей стадии — вопрос захода на рынок нерезидентов из Азии, плюс постепенно открывается возможность набора коротких позиций.
«Так что в июне можно ждать курса в районе 65 рублей за доллар и около 70 — за евро, в зависимости от того, насколько евро будет дальше слабеть или укрепляться к доллару. Но стоит повториться — до конца месяца курс ЦБ вряд ли опустится ниже 60 рублей за доллар», — сомневается финансист.
Со своей стороны, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов указывает, что, с учетом колоссального санкционного давления, действия по усилению курса рубля и ослаблению доллара, предпринятые Центробанком, были эффективными, и это уже сейчас способствует обузданию инфляции. Однако взаимосвязь между динамикой потребительских цен и изменением курса доллара, как можно наблюдать, ослабевает.
Если рассматривать доллар как особый товар, то его подверженность жесткому регулированию означает слабые позиции по отношению к рублю, по крайней мере, пока это регулирование сохраняется.
«В отношении потребительских цен такого регулирования нет, и их динамика теоретически может быть агрессивнее изменений на валютном рынке. Однако первоначальный шок кризиса пройден, и в краткосрочной перспективе инфляция будет невысокой», — предполагает эксперт.
Несмотря на то, что уровень инфляции в апреле (в годовом исчислении) стал максимальным за последние два десятилетия, рост потребительских цен за последний месяц замедлился. «Таким образом, есть все основания предполагать, что годовой уровень инфляции будет ниже 20%», — предполагает Смирнов.
По его мнению, ослабление доллара за последний месяц стало беспрецедентным и, казалось бы, разумным объяснением этой тенденции являются серьезные ограничительные меры Центробанка в части контроля над движением капитала, которое, вместе с рекордно высоким профицитом счета текущих операций платежного баланса, сдерживает усиление позиций доллара.
Вместе с тем, считает эксперт, пока нельзя резко отменять ограничительные меры Банка России, поскольку это будет шоком и вызовет новый рост цен, а также может усилить экономический спад.
Как подчеркивает специалист, рубль укрепляется к большинству валют — даже к китайскому юаню. В большей степени укрепление курса рубля связано с тем, что экономика «очнулась» после первоначального шока в феврале–марте. «По мере уменьшения роли доллара в экономике, его влияние на внутренние цены еще больше снизится», — предупреждает Смирнов.
В то же время, констатирует он, резкое снижение импорта привело к изменению структуры потребления россиян, в котором доля импортных товаров и услуг «достигла исторических минимумов». Первый ценовой шок в феврале–марте был в большей степени обусловлен инфляцией спроса, вызванного ажиотажем на покупку многих товаров. «Этот шок был временным и быстро прошел, и именно он показал, что усиление доллара провоцирует инфляцию», — считает экономист.
С другой стороны, многие промежуточные ресурсы для отечественного производства ранее поставлялись из-за рубежа, а теперь этих источников поставок нет. Многие компании, еще располагая некоторыми запасами оборудования и компонентов, которые они раньше импортировали, будут испытывать все больший их дефицит.
«Поэтому эти товары придется поставлять из альтернативных стран, в том числе за счет параллельного импорта, но в любом случае это будет дороже и усилит рост потребительских цен, но, вероятно, к концу года», — подытожил Смирнов.