Posted 8 мая 2022, 23:10
Published 8 мая 2022, 23:10
Modified 1 февраля, 18:13
Updated 1 февраля, 18:13
Согласно официальным данным Росстата, из-за скачка инфляции реальные доходы россиян за первый квартал 2022 года уже сократились на 1,2%. Что ждет экономику России дальше, в программе «Особое мнение» с Ольгой Журавлевой на YouTube-канале «Живой Гвоздь» рассказала профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
По словам эксперта, безработица все еще находится на уровне исторического минимума, а около 200 тыс. граждан работают на неполной занятости. С мигрантами ситуация неопределенная — сейчас их поток снизится, но потом они вернутся, поскольку россияне не пойдут работать на их места. Власть бросит большие средства на инфраструктурные проекты, чем поспособствует развитию сектора вахтовой занятости, считает экономист.
По мнению эксперта, власти начнут активнее помогать регионам — речь идет о триллионном пакете помощи, тем более что с федеральным бюджетом дела обстоят сносно. В стране много валюты, которую иностранные компании не могут вывести, поэтому рубль укрепляется. Но Центробанку это невыгодно, так что он будет корректировать ситуацию. Цены доллара и евро Зубаревич называет «искусственными». Кроме того, поток валюты на российский рынок может сократиться после введения шестого пакета санкций, который должен будет включать запрет на экспорт из РФ нефти и газа.
Эксперт считает, что Центробанк справился с задачей избавления населения от паники, и сейчас ЦБ и Минфин будут «балансировать курс» и думать, что дальше делать с индексациями. Это неотменяемые ежемесячные расходы, и чтобы принять какие-то решения, нужно дождаться шестого пакета санкций и оценить размер ущерба от него. Власти не перестанут поддерживать население, но меры этой поддержки будут зависеть от санкционных рисков.
Так или иначе, экономике России придется рассчитывать только на решения федерального центра (такие как параллельный импорт и пр.) — у регионов просто нет денег на исправление ситуации, говорит экономист.
«Мы сейчас в удивительное время живем, экономически — во время мощнейшей перестройки всего», — резюмирует Зубаревич.