Posted 12 апреля 2022, 05:25
Published 12 апреля 2022, 05:25
Modified 1 февраля 2024, 17:57
Updated 1 февраля 2024, 17:57
Снижение курса рубля на торгах в понедельник было связано и с понижением ключевой ставки до 17% годовых, и — что еще важнее — со смягчением ограничений на операции с валютой, а в будущем — с возвратом к элементам бюджетного правила. Такое мнение в беседе с агентством ПРАЙМ высказал старший экономист аналитического управления «Открытие Research» Максим Петроневич.
«В самом деле, ранее — до эскалации конфликта — курс рубля поддерживался на пониженном уровне за счет интервенций Минфина в рамках бюджетного правила и оттока капитала. В условиях приостановки интервенций и многочисленных ограничений курс рубля мог продолжать укрепляться и далее, однако это не отвечало бы интересам российской экономики», — полагает эксперт.
Во-первых, по его словам, такой расклад уменьшает доходы федерального бюджета и рублевый эквивалент Фонда национального благосостояния (ФНБ), расходы которого лишь растут под влиянием дополнительных социальных программ и программ поддержки экономики.
Во-вторых, указал Петроневич, избыточное укрепление национальной валюты в результате резкого увеличения экспортных доходов отдельного сектора оказывает негативное влияние на развитие остальных секторов экономики, включая импортозамещение.
«Этот процесс имеет название „голландская болезнь“ и хорошо задокументирован. Минимизировать данный негативный эффект помогает так называемая стерилизация — изъятие избыточных экспортных доходов в государственные фонды, создание которых наблюдалось в тех странах, которые столкнулись с подобной проблемой: в Норвегии, Австралии, России, Азербайджане, Казахстане и других», — пояснил специалист.
На его взгляд, бюджетное правило выступает в России подобным стерилизующим механизмом. В связи с этим, отметил эксперт, политика Банка России направлена на предотвращение не укрепления рубля вообще, а его избыточного укрепления в результате временного сочетания спада импорта и ограничений на отток капитала, подытожил экономист.