Posted 22 февраля 2022, 20:55

Published 22 февраля 2022, 20:55

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Бурный рост цен нам уже гарантирован

22 февраля 2022, 20:55
Чудес не бывает — санкции пошли из разряда «мама, не горюй», и они станут ударом по миллионам простых граждан, прогнозирует экономист Игорь Николаев.

Еще до того, как Евросоюз и США вечером во вторник начали выполнять свое обещание, «выкатывая» новую череду санкций против России в ответ на признание ДНР и ЛНР, курсы рубля и российских акций на биржах рухнули, как говорят в таких случаях аналитики, «на геополитических новостях». Вполне может оказаться, что ситуация только ухудшится, когда биржи откроются и начнут реагировать на угрожающие заявления еврочиновников и Джо Байдена.

Первой свой удар по России анонсировала Великобритания. Ее премьер-министр Борис Джонсон заявил, что будут введены ограничительные меры в отношении пяти российских банков, а также близких к президенту РФ предпринимателей — Геннадия Тимченко, Бориса и Игоря Ротенбергов. В тот же день канцлер ФРГ Олаф Шольц объявил, что сертификация «Северного потока-2» приостанавливается. Фактически это означает, что введение в строй многострадального российского газопровода отложено на неопределенный срок.

В свою очередь, министры иностранных дел стран ЕС единогласно решили ввести персональные санкции в отношении 351 депутата Госдумы, которые проголосовали за признание независимости ДНР и ЛНР, а также еще 27 других официальных лиц РФ. Помимо этого, Евросоюз согласовал ограничительные меры в отношении ряда российских банков, предприятий оборонного сектора и анонсировал ограничения доступа РФ на рынки капиталов. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель уверен, что «этот пакет санкций ударит по России, и ударит очень сильно».

Не стоит также забывать, что признание ДНР и ЛНР уже недешево обходится обычному россиянину. Содержание этих территорий, увеличение расходов на войну — все это не может пройти бесследно для граждан России. О том, как все это отразится на экономике РФ и благосостоянии ее жителей, обозреватель «Росбалта» поговорил с директором Института стратегического анализа Игорем Николаевым.

— На ваш взгляд, как признание независимости ДНР и ЛНР скажется на российской экономике в ближайшее время?

— Ну, как. Это, конечно, санкции, которые будут более серьезными, жесткими и сильными, чем раньше. Такие индикаторы, как фондовый рынок, курс рубля уже показали, как они на это реагируют. Прежние меры, которые принимались после 2014 года, стоили России 1-1,5 процента ВВП в год. Соответственно, можно посчитать сколько Россия потеряла с того времени.

Плюс падение с 2014 года реально располагаемых доходов населения. В 2021 году оно приостановилось, но если подвести итог за семь лет, то даже вместе с 2021 годом эти доходы по сравнению с 2013 годом упали на 6,1 процента.

Санкции, которые уже объявлены, и которые будут введены, тоже скажутся на сокращении доходов населения и экономике страны.

— Мы видим сейчас, что рубль на фоне бурных политических событий обесценивается на глазах, и это понятно. Однако одновременно мы наблюдаем и рост цен на нефть. Как вы это объясните? Бизнес в преддверии ужесточения этого политического кризиса запасается нефтью впрок?

— Когда в геополитическом обострении участвует нефтедобывающая страна, будь то ближневосточные государства или Россия, это всегда приводит к тому, что цены на энергоресурсы растут. Рынок это расценивает как возможность перебоев поставок нефти или газа, поэтому его участники бросаются скупать энергоносители и цены на них ползут вверх.

Однако в нынешнем случае примечательно другое. При цене около 100 долларов за баррель, рубль и российский фондовый рынок серьезно проседают. Поэтому мы можем себе представить, что случится, когда цены на нефть пойдут вниз и этот рынок стабилизируется. А это неизбежно произойдет. Хотя бы потому, что и энергопереход (к «зеленой» энергетике) никто не отменял, да и какая-никакая стабилизация в геополитике рано или поздно наступит. Тогда санкции наложатся и на падающие нефтяные цены. Но, как я сказал, даже при таких ценах на нефть, как сейчас, российский рубль это не спасает.

— В соцсетях народ уже пишет про «макарошки по 500 рублей», в связи с чем возникает такой вопрос: возможен ли, на ваш взгляд, серьезный скачок потребительских цен?

— Цены, безусловно, будут расти. Их будут толкать вверх неопределенность в геополитике, плюс растущие издержки для многих предприятий и банков. Евросоюз, вслед за США, согласовал санкции против российского госдолга. Это все словно круги по воде — повышает издержки, в данном случае, в финансировании госдолга. Но на конце цепочки это оборачивается ростом цен.

Кроме того, только что прочел в одной английской газете, что надо, мол, быть реалистами — новые санкции коснутся не только друзей (Путина) и олигархов, но и миллионов россиян. Чудес не бывает, серьезные санкции — это удар по миллионам простых граждан. Так что инфляция станет одним из тяжелых последствий этих ограничительных мер в отношении российской экономики. И это будет накладываться на то, что цены у нас и без того быстро росли.

Конечно, правительство будет пытаться сдерживать ситуацию, например, наценками в 5% на социально значимые товары, но эти меры не смогут сдержать инфляцию в целом. Поэтому, да, высокая инфляция нам, к сожалению, гарантирована.

— В понедельник в своем обращении к россиянам Владимир Путин сказал, что санкции, дескать, все равно в отношении России будут принимать. Вероятно, в какой-то мере он прав — ту первую волну санкций мы ведь как-то пережили. Кроме того, из серьезных ограничительных мер я пока вижу лишь то, что Германия отказалась сертифицировать «Северный поток-2». Между тем, специалисты говорят, что экономически России он особенно и не был нужен, что это в первую очередь инструмент давления на Европу…

- Санкции в отношении «Северного потока-2» — это все-таки серьезно. Эту меру надо рассматривать шире. А именно, что от России, как от поставщика энергоресурсов, будут отказываться. Естественно, они не могут это сделать прямо на следующий день. Но вся нынешняя ситуация мощнейшим образом простимулировала Европу к уходу от энергозависимости от России. Первое, что они могли в этом плане сделать и сделали, — остановили «Северный поток-2». Движение в этом направлении будет продолжаться и усиливаться.

Что это означает для нас? Мы уже понимаем, что тяжелее (ситуацию) не придумаешь. Дело в том, что нынешние западные санкции — качественно более серьезные, чем те, что принимались в 2014 году. Теперь в повестке дня — отключение от SWIFT, запрет на операции с долларом, санкции ЕС против российского госдолга. Это уже набор «мама, не горюй».

— Что в этой ситуации делать простым россиянам — запасаться гречкой и спичками?

— Ну, первое, — не паниковать. Не бежать в банк, чтобы поменять остатки рублей на доллары. Когда наступит какая-то стабилизация, тогда можно это сделать, да и в этом случае надо думать, какую валюту покупать, потому что дедолларизация у нас написана на флаге… Надо учитывать это.

Если есть возможность и здоровье — стараться подзаработать. Потому что, как ни крути, ситуация в экономике будет ухудшаться.

Беседовал Александр Желенин

Подпишитесь